Мечи представляют элемент Воздух, а значит – ум. В наиболее позитивном значении они символизируют решение проблем, отделение иллюзий от реальности, нахождение истинных закономерностей, управляющих изменениями ситуаций в обыденной жизни. Но Мечи – также оружие, следовательно, они означают ещё и агрессию, конфликты, печаль и боль. Эти две грани дают двусмысленное смысловое поле с гораздо более различающимися значениями, чем в любой другой масти.
Некоторые эзотерики, работавшие с Таро, считали Мечи "высшей" мастью среди Младших Арканов. Эта точка зрения проистекает из рассмотрения сознания в отрыве от "косного" физического тела и предположения, что истина чужда, если не противоположна природе. В интеллектуальной масти Мечей они искали способ освобождения души для высшей реальности и восприятия абстрактных истин. Однако в Таро Хайндля истина рождается из Земли. Аркан Повешенный говорит об освобождении посредством возвращения к природе, а не бегства от неё.
Есть и другое отличие Таро Хайндля от более ранних колод. Корода Райдера-Уэйта (наиболее известная) появилась в 1910 году, до Первой Мировой Войны. Алистер Кроули и Фрида Харрис создавали свою колоду в годы Второй Мировой Войны, но идеи, вдохновлявшие её, относились к гораздо более раннему периоду – Ордена Золотой Зари. Таро Хайндля – колода последней четверти двадцатого века, нарисованное после обеих мировых войн, после Вьетнама, Кореи, Камбоджи, ужасов концентрационных лагерей, гражданских войн и многих примеров организованной резни. С учётом этого опыта мы просто не можем воспринимать Мечи в отрыве от их главной функции. Меч – вероятно, первое оружие, созданное для войн людей друг с другом. Стрелы и копья использовались для охоты. Ножи и топоры были бытовыми инструментами. Единственное же предзначение Мечей – быть орудием в сражениях людей друг с другом.
В легендах о Граале, особенно – более поздних христиански версиях, мечи символизируют отвагу рыцаря или даже указывают на правомерность его действий (низшим классом не было позволено носить мечи, так что это оружие ясно говорило о благородном происхождении владельца). Артур и Галахад извлекали мечи из камня, чтобы доказать, что они являются спасителями. Артур использовал свой меч для объединения Британии; Галахад свой – для достижения Грааля и исцеления раненого короля. Следовательно, меч – символ духовной силы. Извлечение же меча из камня можно рассматривать как высвобождение духа из Земли (а также – отрыв мужского начала от женского; отречение от сексуальности). Таро Хайндля говорит о том, что такое мировоззрение опасно для мира.
Так, может быть, пришло время заменить Мечи на какой-нибудь другой символ, подобно тому, как Герман Хайндль заменил Пентакли на Камни? Но вспомним, что Таро описывает реальность, а не тот мир, в котором мы хотели бы жить. Чтобы трансформировать энергию, приводящую к конфликтам, необходимо распознать и изучить её. Мечи – наиболее проблемная масть, но в жизни часто приходится сталкиваться с проблемами. Это верно как на уровне отдельных людей, так и на уровне целых обществ. Карты этой масти описывают оба. Выражая социальные идеи, они в то же время помогают нам лучше узнать самих себя. Мечи помогают увидеть связь между нашим личным опытом и состоянием мира в целом.
Связь между жизнью конкретного человека и окружающим миром – один из базовых постулатов И-Цзин. Поскольку Таро Хайндля в том числе показывает социально-политические ситуации, поскольку в нём затрагивается судьба не только отдельного человека, но и Земли в целом, оно ближе к И-Цзин, чем многие более ранние колоды. Рассмотрим, к примеру, Тройку Мечей. В колоде Райдера-Уэйта (и многих других) на этой карта, означающей печаль, изображено сердце, пронзённое тремя мечами. В Таро Хайндля эта карта оплакивает страдания мира. Конечно, карта может означать и боль конкретного человека, но в целом боль рассматривается в более широком контексте.
В большей степени, чем во всех других мастях, гексаграммы И-Цзин не просто дают дополнительную информацию о возможной трактовке, но являются неотъемлемой частью карт. Практически везде они более оптимистичны, чем карты сами по себе. Это уравновешивает негативные качества масти Мечей. Однако гексаграммы делают карты более сбалансированными и в более глубоком смысле. Мечи, существующие лишь для войн, практически лишены связи с природой (в то время как копья используются для охоты, а кубки удерживают внутри себя воду). Воздух, так необходимый для жизни, всё же далёк от стихии Земли. Гексаграммы же говорят о смене сезонов: о зимней ледяной пустыне, о наступлении весны, об угасании и возвращении света.
Мы должны помнить, что Мечи – лишь одна масть. Страдание кажется нам настолько труднопереносимым, что мы склонны преувеличивать его. Это становится совершенно очевидным, когда мы выполняем расклады для других. Люди, знакомые с Таро, склонны надеяться, что в раскладе не окажется Мечей. Если же одна "плохая" карта появится в хорошем раскладе, человек может уйти от вас, сосредоточившись лишь на ней одной. Поэтому мы должны научиться рассматривать Мечи как один из аспектов жизни, одну из многих сторон бытия.
Мечи на изображениях – единственный символ, который Герман Хайндль рисовал с натуры. Поскольку мечи были так важны для европейской аристократии, в мире существует множество прекрасных образцов. Хайндль выбрал мечи германского племени аламаннов, жившего к югу от Рейна в начале нашей эры. Мечи, известные своим совершенством, демонстрируют всю ужасающую дуальность масти. Они свидетельствуют о том, что человек стремится делать чудесные вещи, сочетающие удобство в пользовании и красоту. Это, несомненно, интеллектуальная победа. Однако мечи убивают людей.
В наши дни эта проблема очень актуальна. Некоторые учёные мирового уровня и лучшие инженеры тратят своё время на изобретение всё более сложных устройств, служащих лишь одной цели – уничтожению всей жизни на Земле. Пришло время направить наш интеллект на службу миру вместо его уничтожения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий