Описывая мировые объединения, мы собирательно используем слово "Запад" применительно к европейской и американской культуре и её ответвлениям в Австралии, Новой Зеландии и других местах. Этот подход, возможно, происходит из Древней Греции, где слово "Европа" подчёркивало отличие европейской культуры от недавно открытой Малой Азии. Когда европейцы лучше познакомились с Индией, Китаем и Японией, то стали акцентировать культурные различия между Востоком и Западом. Но Герман Хайндль, европеец, понимает под Западом Америку, а под американской культурой – индейскую.
Масть Камней посвящена народу, очень сильно повлиявшему на духовный рост Германа Хандля. Как многие из нас, изначально Хайндль считал Дух тем, о чём можно услышать в церкви – интересной, важной концепцией, но не являющейся частью повседневной жизни."Отче наш, иже еси на небеси" большинство понимает как "где-то далеко". От индейцев Герман Хайндль узнал, что Дух учит жизни в прямом смысле слова. Духи существуют и живут рядом с нами. В душном вигваме он чувствовал их присутствие, они даже прикасались к его телу. Хайндль не решил, что стал одним из индейцев, и не отказался от своей культурной принадлежности. Однако он верит, что мы можем многому научиться у индейцев. Возможно, главное в их культуре – реализм, поскольку они верят, чтодуховная реальность существует на Земле, и говорит с нами через небеса, через воды, через огонь жизни.
Названия "коренные жители Америки" и "индейцы" одинаково неверны. Во-первых, они оба пришли из Европы и поддерживают искажённое восприятие, которое европейцы сформировали за последние пять столетий, со времён Колумба. Это образы примитивной аристократии и кровавых жертвопиношений. Но, как племена других стран, люди Америки имели очень сложную культуру и разработали собственные концепции и собственную философию.
Рассмотрим, например, языковую сторону вопроса. В книгах и фильмах индейцы часто говорят: "Я давать вам вампум" или "Что сказать Большой Белый Отец?". Белым людям не приходит в голову, что на самом деле познания индейцев в английском могут превосходить их собственные познания народов Лакота и Чероки. Различные исследователи отмечали, что тонкая философия Хопи позволяет выразить даже некоторые тонкости квантовой теории, что почти невозможно для большинства физиков. Лингвисты описали язык знаков равнинных степных индейцев – разработанный для общения друг с другом различных культур – как единственный в мире действительно универсальный язык, позволяющий вести абстрактные дискуссии людям различных народов. А что до кровожадности – действительно, некоторые, но не все, индейские культуры почитали воинов, но больше за отвагу, чем за способность к насилию. В некоторых племенах большим достоинством была способность ранить врага, чем убить его. И некоторые этнографы сделали вывод, что мир ценился большинством индейских племён гораздо больше, чем война.
Выражения "коренные жители Америки" и "индейцы" также неявно искажают наше понимание, предполагая существование единой культуры на территории обеих Америк. Но, как Европа состоит из многих наций и культур, так и в Америке существует множество наций, от Лакота и Инуитов до Ацтеков. Впрочем, как европейские, так и индейские культуры обладают некоторыми общими характеристиками. Мы уже сталкивались с некоторыми из них: – почтительное отношение к Земле и вера в присутствие Духа в повседневной жизни. Но мы должны внимательно отнестись к существующим между ними различиям. Карты Запада в Таро Хайндля относятся к различным традициям, от Женщины-Паука из мифов индейцев хопи, Матери, до вождя Сиэтла, Сына. Также в картах можно проследить связи между народами: вождь Сиэтл носит орлиное перо, что перекликается с образом Дочери, с её трубкой, украшенной перьями. (Здесь нужно отметить, что в Таро Хайндля представлена только Северная Америка, поскольку Хайндль, не посещавший Южную Америку, использовал в рисовании только личный опыт.)
У карт этой масти нет прямых художественных прототипов, в отличие от мастей Жезлов или Мечей. Хайндль рисовал их, используя лишь традиционные символы различных народов. Наиболее чётко это заметно на карте Дочери, где изображены три бизона и церемониальная трубка. Здесь он также основывался на личном опыте. Большинству из нас трубка известно по описанию Чёрного Лося. Во время своего посещения Америки Хайндль встретился с его внуком и выкурил трубку с ним.
Белые американцы склонны думать о коренных жителях континента как об историческом прошлой. Те, кто относится к ним враждебно, патетически рассказывают о "покорении Запада". Более миролюбивые говорят об ужасной трагедии, уничтожившей благородную нацию. Однако индейцы не исчезли. Действительно, многие разрозненные племена были уничтожены, и популяция индейцев сократилась с 25-40 миллионов до вторжения (эти данные взяты из книги Паулы Ганн Аллен "Священный круг") до менее чем миллиона в наши дни. Но старые пути возвращаются, и с ними – сила нации. Многие белые раздражаются, когда слышат о преступлениях против индейцев. Они говорят, что это случилось много веков назад. Однако преступления продолжаются – стерилизация, насильственное переселение и даже убийства индейских активистов.
Если считать Камни последней мастью, а Сына – последней картой, то колода заканчивается Вождём Сиэтлом. Таким образом, мы приходим от Шута, духовной абстракции, к реальному историческому деятелю. Вместе эти две карты образуют большой цикл, поскольку Парсифаль в карте Шут должен узнать, как излечить раненую Землю. Он должен научиться говорить правильно, то есть прийти к мудрости. Как мудрец, Сиэтл обращается к президенту Америки. Он говорит от имени Земли и всех её детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий