Осирис был первым сыном Геба и Нут. При его рождении голос провозгласил его "Владыкой Всего". Но радость сменилась печалью, когда была предсказана его страшная судьба.
Как правитель, Осирис научил человечество земледелию. Он был врагом насилия и распространял своё влияние посредством мягкости и обучения (не самые типичные качества для древнего бога). Однако его брат Сет (часто изображающийся на Колесе Фортуны в виде змеи, ползущей вниз по колесу) стал завидовать ему и плести заговор. На празднике в честь провозглашения Осириса правителем мира Сет принёс саркофаг и пошутил, что он достанется тому, кому придётся впору. Когда Осирис лёг в саркофаг, заговорщики пронзили его мечами и спустили вниз по Нилу, в направлении моря. Когда мы видим саркофаги фараонов, повторяющие форму тела, это – повторение мифического саркофага Осириса.
Исида нашла тело мужа и вернула его обратно. Она совокупилась со своим мёртвым мужем и братом (сравним их с Кали и Шивой!) и благодаря своей магии зачала Хора. Сет завладел телом Осириса и разрезал его на четырнадцать частей (половина числа дней лунного месяца). Исида нашла тринадцать частей (количество месяцев в лунном году) – все, кроме фаллоса, который проглотила рыба. Она осторожно восстановила тело, а фаллос сделала из глины (или, по другим источникам, дерева). Затем с помощью Хора, Тота и Анубиса (сына Осириса, бога с шакальей головой, также часто изображаемого на Колесе Фортуны) она изобрела бальзамирование, которое подарило Осирису вечную жизнь. Пройдя через смерть и вернувшись, Осирис удалился от мира в страну мёртвых и стал её правителем.
Христиане, вне всякого сомнения, узнают в мифе многие элементы истории Христа – добрый учитель, преданный, воскресший и ставший властителем душ, которые следуют его путём во врата смерти. Когда мы узнаём о таких деталях, как трое мудрецов, возвестивших о его приходе, или о том, что египтяне ели овсяные лепёшки как плоть Осириса, то понимаем, что древний культ Осириса во многом повлиял на христианство.
Если верить историческим свидетельствам, Осирис изначально был богом растений, возрождаемых к жизни водами Нила. Позже в нём стали видеть того, кто дарит вечную жизнь после смерти. Здесь мы видим важное отличие от христианства: Осирис в той же мере един с природой, что и с людьми. Трое мудрецов – три звезды в созвездии Ориона. Пояс из этих трёх звёзд указывает на Сириус, который ассоциировался не только с Исидой, но и с Осирисом. Как Христос после воскрешения, Осирис часто изображался укутанным в белое – первая мумия.
Изображение Хайндля основано на нагробном рисунке в Дейр эль Медине, поселении ремесленников. Эта карта наполнена огромным личным содержанием, поскольку сначала художник не мог найти изображения Осириса, которое действительно вдохновило бы его. В одном из буклетов он встретил изображение бога в белом, в разноцветной короне над бирюзовым лицом, с двумя глазами по разные стороны его силуэта. Когда Хайндль нашёл это изображение в Дейр эль Медине, его поразила мысль, что даже если расписные саркофаги были доступны только правителям и знати, они вынуждены были полагаться в росписи на художников, и работа художников пережила работу царей.
Изображение из буклета было датировано 1292-м годом до нашей эры, почти тридцать один век назад. Как художник, Хайндль надеялся, что созданная им колода переживёт его самого. Годы, прошедшие с тех пор, как Таро Хайндля увидело свет, несомненно, подтверждают его надежду.
В его версии Осирис из Дейр эль Медины окружён жёлтым светом. Цвета короны, красный и синий, напоминают об Исиде и Хатор. Бирюзовый же можно счесть оттенком зелёного – цвета новой жизни цвета растений. На древних рисунках Осирис часто изображался зелёным. Он держит символы власти – цеп и изогнутый посох, поскольку Осирис олицетворяет порядок и авторитет, равно как и вечную жизнь. Эти предметы слабо связаны с мастью Мечей. Два этих символа и голова Осириса между ними образуют руну Манназ, изображённую на карте Дьявол. (На других изображениях Осирис скрещивает руки на груди – другая версия той же руны, как если бы руны и Осирис имели общие исторические корни). Некоторые комментаторы усматривают в этой руне силу человеческого интеллекта – основное качество масти Мечей.
Так как тело Нут (матери Осириса) образует руну, связанную с Верховной Жрицей, мы можем описать Жрицу как мать Дьявола. В том смысле, что Дьявол символизирует энергию Шакти (а не зло), а Верховная Жрица – её источник, здесь можно говорить о новом тарологическом мифе. При желании можно сочинить историю о Богине и её заблудшем сыне.
Как уничтожающая сила, Дьявол ассоциируется с Сетом (символ обоих – змея). Следовательно, на символическом уровне Сет и Осирис, великие братья-враги, суть два аспекта одной сущности.
Предсказательные значения
В раскладах Осирис указывает на деликатного, однако обладающего силой убеждения человека. Он очень интеллигентен и может быть посвящён в эзотерические тайны, или хотя бы интересоваться эзотерикой. По сравнению с Ра, он не склонен требовать согласия или становиться агрессивным в споре, однако склоняет людей на свою сторону частично самими свойствами своей личности.
Он добр и очень заботится об окружающих его людях. Иногда, правда, он может проявлять слабость или наивность, позволяя окружающим превзойти себя. Для взаимодействия со злостью и агрессией ему может понадобиться помощь кого-то другого – Исиды.
Перевёрнутое положение
В перевёрнутом положении Сын Мечей проявляет как слабость, так и, возможно, испорченность. Он может превратиться в собственную злую тень – своего брата Сета.
Это может случиться, если он получит в свои руки власть, с которой не сможет совладать. Тогда цеп превратится в кнут и будет доминировать над остальными аспектами карты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий