вторник, 25 мая 2010 г.

Кубки. Европа

Масть Жезлов стала Индией по причине связи с огнём, который предполагает рассвет и, следовательно, Восток.
Связь Кубков с Европой более очевидна. Кубок – это Святой Грааль. Тогда Кубки становятся Европой и, так как Европа расположена севернее остальных стран, Вода становится Севером. Здесь можно усмотреть связь с дождливым климатом северо-западной Европы.
Легенда о Граале пришла из кельтской культуры, преимущественно из Ирландии и Уэльса. Герман Хайндль расширил эти рамки, чтобы включить в них также Германию, свою родину. Для Матери он выбрал известную статую из Виллендорфа, расположенного в Австрии, хотя расположил её на фоне ирландского побережья.

Отца представляет Один, германский и скандинавский бог, которого мы уже видели на Старших Арканах. Дочерью была выбрана Бригид, ирланская богиня. Парсифаль, Сын – единственный персонаж, напрямую связанный с легендой о Граале. Однако Парсифаль меньше связан с ирландскими преданиями, чем с французскими и немецкими, особенно – с позднесредневековым эпосом о Граале Вольфрама фон Эшенбаха. Рихард Вагнер переработал его поэму для своей оперы "Парсифаль".

Кубки, представляющие родную культуру Хайндля, европейскую, менее однозначны, чем все остальные карты. Работая с другими традициями, Хайндль чувствовал себя вправе показать то, что восхитило его, и особенно – воспринято им как личный опыт. Однако в масти Кубков он счёл нужным отобразить тот ущерб, который нанесла миру европейская традиция. Этот вопрос особенно остро виден на картах Отца и Сына. Эти две карты также отражают конфликт поколений в современной Германии, причём Хайндль, уже дедушка, отождествляет себя с сыновьями (поколением, выросшим после Второй Мировой Войны).

Кубки охватывают гигантский исторический промежуток, от Матери, статуи тридцатитысячелетнего возраста, до литературного персонажа поэм и оперы. Это позволяет показать, какую трансформацию претерпела европейская культура. Так называемая виллендорфская Венера отсылает нас к ранней духовной традиции, где богиней являлась сама Земля. Один – патриархальный языческий Бог. Он отражает дохристианский период. В образе Бригид мы видим переход: Тройственная Богиня кельтов становится христианской святой, сохранив большинство качеств, которыми наделяли её язычники. Эта карта, Дочь Кубков, символизирует весь процесс заимствования христианством тех аспектов старых религий, которые оно не смогло уничтожить.

Парсифаль как персонаж, скорее всего, появился позже, даже если его прототипы и восходят к древним легендам. Переход включает в себя движение от священного к мирскому. Виллендорфская статуя – наследие эпохи, когда люди считали видели священное во всём: в животных, деревьях, обыденной жизни. Парсифаль же – художественный персонаж. Христианство не является исконной европейской религией. Оно происходит из жаркой пустынной страны. В холодном европейском климате оно стало более абстрактным, "религией идей". Возможно, это способствовало развитию европейской интеллектуальной традиции. Другие религии распространились за пределы своей родины. Нужно признать, что распространение на другие культуры – признак догматических религий.

Буддизм пришёл в Тибет, Китай и Япоию, а Ислам – почти во всю Азию, в Африку, Индонезию, Индию и другие страны. Однако распространение христианства имело два существенных отличия. Во-первых, оно никогда не было широко распространено там, где впервые возникло. Большинство евреев так и не стало христианами, хотя ислам получил среди них более широкое распространение.

Зародившись в Великой Римской Империи, христианство быстро удалилось от своих истоков. В философском смысле христианство так же обязано Греции, как Израилю. В этом его история похожа на историю буддизма, который распространился в Китае, Тибете и Японии, прежде чем был принят индуистской традицией, ныне полагающей Будду воплощением Вишну. Во-вторых, христианство уничтожило остальные религии Европы. Даже если некоторые дохристианские традиции пережили охоту на ведьм (противоположная точка зрения), они стали настолько фрагментарны и настолько не приняты христианским обществом, что сегодня люди не знают о них почти ничего.

По контрасту с этим, буддизм мирно сосуществует с синтоизмом в Японии, и с таоизмом и конфуцианством – в Китае. Ислам является доминирующей, но не единственной религией в Африке. Он уживается не только с христианством, но также с анимизмом (собирательный термин, описывающий различные примитивные верования).

Из четырёх придворных карт этой масти Мать, Отец и Дочь показаны на фоне природного пейзажа. Парсифаль же отделён от природы и даже от собственного тела. Мы видим только его голову и руки. Его зачарованный взгляд на Грааль отражает в том числе открытие природы заново. На картах Матери и Дочери изображена вода. Один должен спуститься в колодец Мимира, чтобы получить Руны. Парсифаль же ещё не решился поднять кубок к губам. Испить из Грааля означает для него сдаться чему-то большему, чем его собственные желания.

Грааль – очень древний мифический символ. Для Германа Хайндля он означает всё человечество, поскольку он считает, что Грааль происходит из Атлантиды. В то же время он символизирует современные европейские ценности. Среди лучших из них можно назвать эмоции, любовь, гуманизм и заботу об угнетённых.

Грааль – также выражение европейского индивидуализма. Богиня из Виллендорфа являет собой абстрактную священную идею – женское начало, не имеющее даже лица. Когда же Парсифаль держит Грааль в своих руках, и свет отражается на его лице, он делает полностью самостоятельный выбор.

Комментариев нет: