воскресенье, 16 мая 2010 г.

Мать Камней. Женщина-Паук

Какую прекрасную картину мы видем на карте Матери Камней. От безмятежного лица Матери расходится лабиринт её мыслей. Лабиринт – сложный символ, появляющийся в различных культурах. Наиболее известный пример – греческий миф о Тесее, который должен был проникнуть в гигантский каменный лабиринт и убить ужасного человека с бычьей головой по имени Минотавр. Когда Тесей отправился в лабиринт, его союзница, Ариадна, дала ему нить, благодаря которой он нашёл дорогу обратно после того, как убил чудовище.

Многие культуры связывают пауков с Богиней, возможно по той причине, что в большинстве мест ткачество считается священным женским занятием. Точно так же, как паук плетёт сеть с её лаконичным рисунком, Богиня создаёт замысловатые переплетения и прекрасные картины физического мира. Пауки и ткачество также стали прообразами скандинавских Норн и греческих Мойр – в обоих случаях это три сестры, которые прядут нить жизни человека и перерезают её в нужный момент. Создание ткани из растений – сакральный акт, поскольку он преобразует одну вещь в совершенно другую, порождая более высокую организацию и новые качества. Это прекрасная метафора всей человеческой культуры, которая, пользуясь природными материалами, создаёт ранее неизвестные вещи. Поскольку пауки вытягивают нить непосредственно из собственного тела, они выступают как образ Богини, создающей миры из самой себя.

Изображая Женщину-Паука, Герман Хайндль черпал вдохновение из мифов индейцев Хопи о сотворении мира. Женщина-Паук также является одной из центральных фигур в других индейских культурах, равно как и идея Великого Духа, или Праотца, возникает у различных людей. В карте Императрица мы упоминали божество Керру, Мыслительницу, которую Паула Ганн Ален связывает с Женщиной-Пауком. Изображение Матери Камней показывает аналогичное напряжение мысли, поскольку сеть исходит из её головы, а не из чрева.

Многие американские индейцы проводят чёткую грань между Матерью и Праматерью как божественными категориями. Мать означает «Духовное существо, создающее мир». В колоде Таро мы могли бы описать Жрицу как Праматерь, а Императрицу – как Мать. Женщина-Паук напоминает обеих. Она очень реальна и материальна, как Императрица, но её длинные косы напоминают о колоннах, между которыми сидит Жрица в традиционных колодах Таро.

Часть символов на этой карте проистекает из пророчества Хопи о будущем Земли. Как многие люди в Америке и за её пределами, Хопи разделяют творение на несколько стадий. Они говорят о людей, проходящих через семь миров, которые показаны на карте как семь уровней лабиринта. Все предыдущие сотворённые миры погибли, поскольку люди оказались неспособны сохранить их. Миру, в котором мы живём, угрожает похожая опасность. Также миры, сотворённые раньше, разрушались из-за своей незавершённости. Наш мир образовался из предыдущих. В некоторых версиях мифа люди изначально жили в центре Земли и должны были пройти через различные слои, чтобы выбраться на поверхность. Это напоминает нам о концепции, которую мы видели в Отшельнике и Луне – что мы живём внутри Земли и до сих пор не выбирались вовне по-настоящему.

Рапространённые верования об этапах творения отражает понимание, что нечто столь сложное, как наш мир, не могло возникнуть сразу, и это должно было происходить в несколько ступеней. Многие индейцы считают, что не только люди, но и животные очень важны для эволюции. В некоторых историях рыба или птица выносят из воды ком грязи, который затем становится Землёй. Здесь повторяются многие темы, виденные нами в Старших Арканах: эволюция на физическом и духовном планах, незаконченность эволюции, ответственность людей (в том числе и других культур) за её продолжение.

В изображении Женщины-Паука мы видим существо столь же архаичное, как Гайя с карты Звезда. Она неподвижна на фоне, в котором Земля и Звезда, кажется, соединяются. В то же время она кажется более доступной и близкой, чем Гайя. Мы видим её лицо. Она выглядит как обычная женщина. Человеческое слово «праматерь» говорит о близости мира духов.
Герман Хайндль говорил, что позаимствовал рисунок лабиринта из украшений Хопи, которые используют для этих целей только серебро с абстрактными рисунками. Это ставит перед нами интересные вопросы, поскольку схема полностью повторяет известный Критский лабиринт. Если вы попробуете проследить за рисунком пальцем (как если бы вы были человеком, зашедшим в лабиринт), то обнаружите, что сначала он идёт на третий уровень, потом возвращается к первому и, наконец, начинает движение к центру. Это движение, похожее на кольца свернувшейся змеи, также напоминает нам об эволюции, идущей по спирали. Мы продвигаемся вперёд, чтобы быть отброшенными назад и снова начать медленное продвижение к истине.

С одной стороны, лабиринт символизирует творение, которое начинается Богиней в центре и затем постепенно продвигается к выходу. С другой стороны здесь можно увидеть душу, входящую в лабиринт в поисках сакральных истин. Можем ли мы соединиться с Праматерью и остаться самими собой? Этот вопрос становится всё более важным по мере того, как больше и больше людей ищут новые (или старые) пути жизни в этом мире. На него нет простого ответа. Но мы должны понять, что в лабиринте не обитает чудовище, и разъярённый монстр из глубин бессознательного не поджидает нас, чтобы уничтожить нашу личность. Вместо этого в конце пути нас ожидает спокойный лик Творца.

Предсказательные значения

В раскладе Мать Камней означает спокойного, возможно, старшего человека с большим жизненным опытом. Она может быть очень любящей, особенно в отношении детей, но не станет давить на них или требовать от них проявлений любви. Иногда она может казаться отстранённой, но это лишь следствие уверенности в себе и того, что она не нуждается в признании окружающих. Она не торопится и может казаться довольно медлительной. Её больше волнует природа, чем имущество.

Конечно, это идеализированный образ. Немногие могут похвастаться всеми этими качествами. Эта карта может означать больше концепцию, чем конкретного человека, или же того, кто проявляет такие качества время от времени или в отношении конкретных людей.

Перевёрнутое положение

В перевёрнутом положении Мать Камней означает человека, которому сложно оставаться спокойным и принимать жизнь такой, как она есть. Он может быть недостаточно уверенным в себе или чувствовать утрату внутреннего «центра». Перевёрнутая карта говорит об утрате связи с собой, как если бы вы находились за пределами лабиринта. Вместо того, чтобы бросаться от одного к другому или искать недостающее в отношениях с другими людьми, разумнее замедлить темп и поискать дорогу через наслоения заблуждений.

Перевёрнутая или в прямом положении, эта карта несёт очень глубокий смысл, сравнимый со Старшими Арканами.

Комментариев нет: