вторник, 18 мая 2010 г.

Дочь Жезлов. Радха

Матери и Отцы всех мастей выражают традицию как таковую. Дочери и сыновья приносят духовные истины на человеческий уровень. Они выражают ценности каждой масти через собственную личность. Ни для какой масти это утверждение не верно настолько, как для Жезлов. Кришна остаётся, пожалуй, самым почитаемым божеством в индуизме. Он и его супруга Радха – олицетворение идеальной пары. Они наслаждаются любовью, телом и умом друг друга. Они показывают, насколько любовь полна игры и наслаждения.



Когда Герман Хайндль посещал Индию, и особенно – Вриндавану, для него было прекрасным открытием изображение Бога и Богини с позиций чувственности. Он счёл это подлинной гармонией между мужчиной и женщиной. Они не занимают различные полюса, уравновешивая свою противоположность, но смешиваются, проникая друг в друга, – одинаково сильные и нежные, активные и пассивные, вдохновенные и игривые. В мифах говорится, что они обменивались одеждой и даже гендерными ролями, так что Кришна становился Радхой, а Радха – Кришной (абсолютное табу в западной традиции). В то же время Хайндль был шокирован тем, насколько этот прекрасный баланс не затрагивает реальных отношений людей, так как индийское общество ставит женщин очень низко, печально далеко от образа Радхи. Индийцы часто говорят, что Вриндавана ещё не вышла из средневековья. В стране, где религия в целом играет значительную роль, она всё равно остаётся островом религиозного рвения.

Как вегетарианец, Герман Хайндль не мог не обрадоваться визиту в город, все жители которого – вегетарианцы. По его словам, жители города относятся к еде как к лекарству – не только для тела, но и для души. Близость Духа кажется разлитой в воздухе. Когда друг Хайндля взял его к верховному жрецу храма Кришны и Радхи, тот сказал, что ожидал их прихода: Кришна сообщил ему об этом.

Радха и Кришна – боги, инкарнации Лакшми и Вишну. Но также они – люди. На картах мы видим их юными и влюблёнными. Оба держат флейты: сила Жезлов выражается в музыке.

Флейта Радхи переливается всеми цветами радуги, услаждая не только слух, но и зрение. Играя, она вдыхает во флейту душу, а музыка даёт душу материальному миру. В Европе Платон и Пифагор также учили, что космос – это музыка.

Изображение Кали пришло из старой традиции. По контрасту с этим, образы Дочери и Сына (заимствованные с популярных картин) относятся к изобразительной традиции девятнадцатого века. Кали смотрит прямо на нас, заставляя увидеть свою пугающую истину. Брахма смотрит всюду и никуда, его энергия рассеяна. А Радха и Кришна грациозно повернулись друг к другу – если положить изображение Радхи слева.

На лбу Радхи мы видим красную точку – символ святости, но также и жизни. Она такого же цвета, как и её ярко-красные губы. Её голову украшают три вертикально расположенных камня; в Таро это – отсылка к Императрице, означающей чувственность, материнство и мудрость. Два из этих камней – зелёные, а один – красный. Они символизируют две стороны жизни, поскольку красный означает животных, а зелёный – растения.

Также Радха носит кольцо с зелёным камнем. Хотя эта деталь заимствована с оригинала изображения, Хайндль стилизовал его под кольцо своей бабушки, которое он унаследовал и подарил Эрике в честь рождения их первого сына.

Зелёное кольцо Радхи фигурирует в мифе, повествующем об играх любовников. Однажды Кришна спрятал кольцо Радхи. Когда она укорила его в этом, он спросил, почему обычное кольцо так много значит для неё. Радха подождала, пока он не заснул, и послала к нему своих девушек, приказав украсть его одежды. Затем она переоделась в них и назвалась Кришной.

Когда Кришна проснулся обнажённым, он нашёл сброшенные при переодевании одежды Радхи и надел их. Гнев уступил место удовольствию, которое каждый получил от находчивости другого.

Эта и похожие истории могут иметь различные значения. Можно увидеть в них призыв относиться к гендерным ролям и даже личной самоидентификации не более серьёзно, чем к маскам и костюмам. Эта тема становится важной метафорой в Бхагавад-Гите (см. описание Сына Жезлов). Также можно усмотреть в переодевании отголоски древних обрядов инициации. Мы встречаем похожие ритуалы у шаманов различных племён. Но поразительнее всего в этой истории юмор. Он не лишает миф его священного смысла, но придаёт ему человечность.

Предсказательные значения

В раскладах Хайндль предлагает трактовать Дочь Жезлов как прекрасную карту, символ достатка (шелка и драгоценности), но также и радости. Он описывает украшения и косметику Радхи как искусственные, но выбранные с большим вкусом, как и приличествует высокоразвитой культуре.

Эта карта изображает счастливого человека, нежного, но не пассивного, спокойного, но не слабого. Радха наслаждается своей жизнью в окружении красоты. Как и Сын Жезлов, Дочь Жезлов чувственна и получает удовольствие от близости. Она восхищается своим партнёром, не теряя при этом себя.

Перевёрнутое положение

В перевёрнутом положении Дочь Жезлов означает человека, подавляющего эти качества. Из-за неприятия, страха или давления обстоятельств он не позволяет себе проявлять чувственность, игривость и уверенность в себе. Также перевёрнутая Дочь Жезлов может говорить о человеке с большим потенциалом, который не находит себе применения.

Комментариев нет: