Как уже упоминалось в предисловии, сначала Герман Хайндль планировать взять в качестве Юга Израиль. Изменение его на Египет частично объяснялось соображением, что с точки зрения европейца Юг означает Африку. Европейцы склонны считать культуру Египта частью европейской – и, действительно, многое из того, что мы сегодня называем основами европейской культуры, пришло в Европу из Египта через Грецию и Израиль. Но также Египет – в культурном и географическом смыслах – относится к Африке.
Хайндль был лично знаком с культурами Индии и Америки, но не Египта. После изучения египетской мифологии и решения использовать Египет в своей колоде он посетил эту страну, чтобы познакомиться с ней и её народом. Изображения карт были выполнены в Египте, с заимствованием цветовой палитры, изображений из храмов и захоронений. Поэтому карты Юга так ярки и непосредственны.
Отсутствие на картах Израиля беспокоило Хайндля, поскольку это означало отсутствие в колоде Иисуса. Частично он решил эту проблему, осознав, что образ Парсифаля, Сына Кубков, частично пересекается с Иисусом. В египетской же мифологии, особенно в Осирисе, можно увидеть очень древнюю религию, имеющую прямые параллели с христианством.
Также можно проследить параллели с индийской мифологией. Мы снова встречаем древнюю богиню, связанную с ночью. Также мы видим в египетских мифах абстрактную фигуру Создателя, бога священников и иерархически устроенного мира. Как и Брахма, Ра происходит от самых древних божеств. Иногда они становятся частью его образа, и Атум превращается в Атума-Ра. Как и в случае с Брахмой, последователи Ра утверждают, что он возник из ничего. Хотя некоторые ранние тексты называют его сыном Нут, более поздние утверждают, что он приходится ей дедом. Наконец, так же, как простые люди в Индии поклоняются Кришне, в древнем Египте подлинно народным богом является Осирис, любимый спаситель.
Как и мифология Индии, мифология Египта очень запутанна, и по сходным причинам. Сначала существовало несколько религий, и у каждой были свои боги. Затем, при их слиянии, различные божества стали отвечать за разные функции. Нут изменила поколение. Тот и Хатор являются низшими божествами в одних версиях мифов и очень значимы в других. Исида вобрала в себя качества Нут и Хатор, а Осирис, изначально бог земледелия, стал владыкой загробного мира.
Некоторые же мотивы остались неизменными. Солнце, алый диск, появляется во многих мифах и на множестве – в основном как атрибут Ра, но также Исиды и других божеств. В такой пустынной стране, как Египет, Солнце играет двойственную роль: оно дарит жизнь, но также является безжалостным сжигающим оком. В егопетской мифологии часто повторяется мотив глаза. Чтобы подавить восстание, Ра отдаёт свой глаз Хатор, которая использует его для убийства вероломных людей. Глаз Хора несёт откровение. На изображении Осириса в колоде Хайндля нарисованы два глаза, по каждую сторону от бога.
В отличие от большинства культур, египетская ассоциирует Небо с женским началом, а Землю – с мужским. Нут символизирует небесный свод, совокупляясь со своим братом, Гебом, Землёй, чей фаллос – обелиск; но также обелиск ассоциируется с Ра, поскольку он вмещает мужскую силу создателя. Хатор также связывалась с небом, хотя она и утратила большую часть своего влияния, перешедшего к Нут и Исиде.
В отличие от религии Индии, вера древнего Египта утратила своих последователей столетия тому назад, однако её влияние сохранилось до сих пор. В древнем мире, в Греции и Израиле, Египет был известен как страна магии, эзотерического знания и инициаций. Мистические религии древнего Рима основывались на египетских мифах. Поражающие воображение пирамиды, иероглифическое письмо и сложные ритуалы обращения с умершими поддерживали репутацию. Этому также способствовали такие богатые деталями тексты, как Книга Мёртвых (египетское название которой, Перт эм Хру, означает "Путь в День"). О Египте сочинялись легенды, что продолжается и в наши дни. Пишутся книги о тайнах пирамид; оккультисты провозглашают египтян наследниками Атлантиды. Независимо от того, насколько эти легенды истинны, образ Египта доминировал в герметической традиции на протяжении столетий.
Египетские мифы очень повлияли и на Таро. Курт де Гебелин впервые предположил, что Таро – Книга Тота, текст, содержащий универсальное знание. Более поздние колоды изображали на карте Верховной Жрицы Исиду – идея, сыгравшая большую роль в последующем появлении образа Исиды у Мадам Блаватской (чьи идеи были также частично заимствованы из Индии). Во многих колодах Таро египетские символы появляются на карте Колеса Фортуны, и также многие комментаторы усматривают в аркане Справедливость момент загробной жизни, когда в египетских мифах боги сравнивают вес сердца умершего со страусиным пером, чтобы определить, мешают ли его перерождению вина или грехи.
При обсуждении Старших Арканов мы упоминали о том, что эзотерическая традиция связывает Мага с Тотом, который, в свою очередь, связан с Гермесом, греческим богом мудрости. Тот – очень интересная фигура. В Мемфисе, где процветал культ Пта, бога жизненной энергии, Тот был посланником Пта, богом Луны и мудрости. Тот изобрёл письменность и магию и учил им обеим. Когда Ра запретил Нут рожать детей в любой день года, Тот попросил богов дать её пять дней отсрочки, чем помог появиться на свет Исиде и Осирису. В одном предании говорится, что Ра сложил свои полномочия и передал власть над миром Тоту.
Во всех этих мифах Тот выступает как помощник. В главном мифе о Ра, Исиде и Осирисе Тот – чужой, единственный важный персонаж, не относящийся к их семье. Это выражает определённую оккультную идею: "серый кардинал", скрыто управляющий ходом истории. Возможно, Тот – очень древнее божество, смещённое последующими религиями, но не забытое. Или, может быть, Тот, как и Один, был реальной исторической личностью, шаманом, чьи знания и мастерство возвысили его до уровня Бога. Тот – идеальный покровитель для Таро в целом и для масти Мечей в частности, даже если он не появляется ни на одной из четырёх карт. Он символизирует ум, эзотерические истины и использование силы для достижения мудрости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий