воскресенье, 16 мая 2010 г.

Предисловие

Взгляд художника замечает и предугадывает расширение сознания человека. Я говорю не только о произведениях искусства, но о любом действии, когда оно исполнено творческого подхода. Воображение творца создаёт то, что никогда не существовало ранее. Быть творцом – значит видеть в социуме проявления неповторимой индивидуальности и признаки всеобщего единства.
М.С. Ричардс.



Таро Хайндля является квинтэссенцией творческого взгляда и полностью соответствует первоначальному значению слова «искусство», означающего в немецком языке энергию и силу. Творческий тандем Рейчел Поллак, общепризнанно прекрасной писательницы, и художника-провидца Германа Хайндля – прекрасный пример силы и мощи двух человек, посвятивших себя искусству Таро.
Профессионалы, каждый в своей области, Поллак и Хайндль постоянно сталкиваются с насущными вопросами тонкостей изображения, значений этих изображений и их приложения к Таро. Хайндль посредством искусства имеет дело с изображениями, Рейчел работает со значениями. Используя различные точки зрения для достижения общего результата, Поллак и Хайндль показывают своим примером, как древние, извечные знания можно применить в современном мире. Хайндль, с его современным художественным стилем, передаёт в своей колоде древние архетипы через современные символы. Поллак тщательно интерпретирует множество смысловых слоёв, присутствующих в этих символах. Она соединяет многочисленные духовные и эзотерические традиции и показывает их актуальность и возможные приложения к современным темам политики, экологии и дальнейшего пути развития человечества.
Таро Хайндля и интерпретации Поллак открывают нам силу искусства, его способности соединять видимый и невидимый миры. Система Таро предоставляет нам символическую карту сознания, которая может служить средством визуализации, своего рода зеркалом индивидуального опыта и жизненного процесса. Сочетание традиций оракула И-Цзин, рун, астрологических символов, древних культур и Каббалы создаёт пути, которыми люди могут прийти к бесценной информации.
Вызов двадцать первого столетия – интеграция древних и современных знаний, синтез которых позволил бы человечеству прийти к новому уровню сознания. Возможно, Сезанн описывал именно этот процесс, когда говорил: «Каждое творение рук человеческих имеет гармоничное подобие в природе». Рейчел Поллак и Таро Хайндля напоминают нам, что символы – зеркало нашей природы и наших действий, и, как говорит М.С. Ричардс, «Быть творцом – значит видеть в социуме проявления неповторимой индивидуальности и признаки всеобщего единства». Множество отдельных шагов Поллак и Хайндля стали путём, на котором они, объединив свои усилия, донесли до нас Таро Хайндля.

Анжела Арриен
Сан-Франциско, Калифорния

Предисловие автора

Слово «таро» по-французски означало карточную игру, также известную как «тарок». Никто точно не знает, откуда она появилась. На эту тему было выдвинуто множество теорий, от вполне обычных до эзотерических или откровенно фантастичных. Один из полюсов – предположение, что Таро сначала было обычной игрой, лишённой глубокого смысла, пока на эту тему не начали фантазировать оккультисты восемнадцатого века. На другом полюсе находятся предположения о магах Древнего Египта, или же тайном ордене в Атлантиде, чьей целью было зашифровать свои знания и пронести их сквозь Тёмные Века после того, как Атлантида была уничтожена. Исторические свидетельства говорят нам, что Таро впервые появилось в Италии в середине пятнадцатого столетия. Вопреки нашим ожиданиям, карты ни в каком виде не упоминаются в европейских документах, датированных ранее, чем концом четырнадцатого столетия. Среди самых ранних колод Таро, дошедших до нас, нужно упомянуть карты авторства Боннифация Бембо из семьи итальянских аристократов Висконти.
В последнее время появилась третья теория, отрицающая крайности упомянутых двух подходов к происхождению Таро. Она не вступает в противоречие с историческими свидетельствами, что Таро впервые появилось как игра во времена итальянского Ренессанса, но подразумевает, что игра, и особенно – изображения на картах, были аллегориями духовных идей. Однако, согласно теории, эти духовные идеи уходят корнями в такую же глубокую древность – в славные дни Александрийской библиотеки, за семь столетий до рождества Христова. Таким образом, Таро не является изобретением египтян, но всё же происходит от египетских мистерий.
Нужно заметить, что на протяжении всей своей истории Таро практически не менялось. Со времён Бембо колода состоит из семидесяти восьми карт («семьдесят восемь ступеней мудрости», как назвал их Чарльз Вильямс) и разделено на две части, которые эзотерики называют Старшими Арканами и Младшими Арканами (слово «аркан» означает «тайна»). Старшие Арканы – своего рода козыри, обычно пронумерованные от 0 до 21 и имеющие такие названия, как, например, Шут или Императрица. Младшие Арканы состоят из четырёх мастей, по четырнадцать карт в каждой: от туза до десятки и четыре «придворных карты»: Паж, Рыцарь, Королева и Король.
Хотя эта структура всегда оставалась одной и той же, изображения на картах менялись очень сильно. Существует набор изображений в колоде, считающийся классическим, традиционным. Он известен как Марсельское Таро, поскольку появился во французском городе Марселе, и сложился приблизительно в семнадцатом столетии. Тем не менее, многие изображения уже сильно отличались от своих прототипов, созданных Бембо. Люди, знакомые с Таро, могут быть удивлены картами, созданными Германом Хайндлем, поскольку он серьёзно изменил почти все изображения. Однако мы можем рассматривать эти изменения как часть аутентичной традиции Таро. Интересно, что наиболее близкая к старинным колодам Таро карта из Таро Хайндля – Повешенный. Эта карта, возможно, менее всего подверженная изменениям во всей колоде Таро, изображает жертву, инверсию и духовное единство, которое часто полагают обещанием тайных, или эзотерических знаний.
Многие выдвигали эзотерические теории о происхождении Таро (см. также предисловие к Старшим Арканам). Однако, насколько нам известно, широкого интереса оккультистов карты Таро удостоились только в конце восемнадцатого века, когда Антуан Курт де Гебелин провозгласил, что карты колоды Таро образуют «Книгу Тота», свод древней египетской мудрости, предположительно написанный богом Тотом для своих учеников-магов. Во времена античности считалось, что Тот – другое имя греческого Гермеса или римского Меркурия. Имя Гермеса было дано «герметической», или эзотерической традиции. Многие считают, что эта традиция началась  с работы, названной Изумрудной Скрижалью, написанной таинственным жителем Александрии, известным как Гермес Трисмегист (Гермес Трижды Великий). Как и многие оккультисты, Курт де Гебелин считал, что Гермет и Тот идентичны. Если проводить параллели, связывающие Таро и астрологию, то планета (и бог) Меркурий соответствуют карте Маг. Вслед за Куртом де Гебелином многие начали создавать оккультные колоды Таро. Очень важной среди них была колода Гранд Эйтеллы. «Эйтелла» -- всего-навсего имя художника (Альет), прочитанное задом наперёд.
Пожалуй, наиболее значительным событием, связанным с Таро, случилось в середине девятнадцатого века, когда оккультист Элифас Леви (его настоящее имя было Альфонс Луи Констант) связал Таро с еврейской мистической традицией под названием Каббала (это слово и означает «традиция»). Со времён средневековья каббалистические идеи были обогащены герметическими и магически-философскими концепциями. Отметив соответствие между структурой Каббалы и Таро (см. предисловие к Старшим Арканам), Леви создал направление, актуальное и по сей день.
В 1888 году МакГрегор Мэзерс, который писал о Таро и предсказании судьбы, объединился со своими единомышленниками и основал Герметический Орден Золотой Зари. Эта организация просуществовала всего несколько десятилетий, но её влияние остаётся сильным и в наши дни. Орден развивал идеи Леви, создавая сложные ассоциации между Таро и Каббалой, автрологией и церемониальной магией. Орден Золотой Зари побуждал своих членов рисовать собственные колоды, основанные на общих доктринах. Энтузиазм в создании индивидуальных колод также подогревался возрождением интереса к Таро и появлением чуть ли не сотен новых колод, многие из которых очень отличались от более ранних версий.
Кроме поэта Вильяма Батлера Йейтса, двумя наиболее известными членами Ордена Золотой Зари были Эдвард Уэйт и Алистер Кроули. Оба создали собственные колоды Таро. Колода Уэйта, известная как Таро Райдера-Уэйта (по имени лондонского издателя) и нарисованная Памелой Колман Смит, стала наиболее популярной во всём мире, возможно, благодаря прекрасным, понятным иллюстрациям художницы. Таро Кроули «Книга Тота» оказалось более, чем большинство прочих колод, насыщено эзотерической и сексуальной символикой. Благодаря этому – а также прекрасным картинам, выполненным Фридой Харрис – Таро Тота влияло на множество художников, бравшихся за создание Таро в последние сорок лет. Одним из них был Герман Хайндль, использовавший Таро Тота в качестве одного из источников, когда он решил нарисовать свою колоду.
С момента первого появления Таро Хайндля (в восьмидесятые годы двадцатого столетия) появление всё новых и новых колод продолжалось. Были созданы колоды, основанные на определённых культурных традициях – от наследия басков до мифов Западной Африки и аборигенов Австралии. Другие колоды основывались на мифах или великих памятниках литературы – от финского эпоса до «Божественной Комедии» Данте. Существуют языческие, христианские и шаманские колоды Таро, отражающие уникальные воззрения художников – мистические, фантастические, странные… Но по большинству оценок лишь немногие из этих колод, в целом достойных, могут сравниться с Таро Хайндля по уровню сложности, красоте и глубине проработки арканов. Отчасти это следствие художественного дарования Хайндля, но в большей степени – того, что колода явилась кульминацией долгого времени, проведённого в поисках духовного посвящения. Хотя Таро Хайндля содержит множество эзотерической информации, в том числе буквы иврита, руны, астрологические символы и гексаграммы И-Цзин, не нужно рассматривать его как оккультную колоду, по крайней мере, в духе Кроули. Герман Хайндль создал священное Таро, продолжающее духовные традиции многих древних культур.
Таро Хайндля, определённо, содержит множество информации. Однако более важно, что оно открывает наше сознание и ведёт нас к тому, чтобы увидеть мир с новых (или, возможно, очень старых) позиций. Оно подобно сосуду, наполненному духовной энергией и истиной. В последние десятилетия многие люди ищут именно их. Через очень сильные образы, так как мы используем их, а не просто смотрим на них, Таро Хайндля помогает пережить этот духовный опыт. Конечно, несмотря на это, Таро Хайндля основывается в том числе на системе Кроули и других классиков оккультной традиции Таро. Также оно нарисовано на основе различных мифов и религиозных традиций, от Европы до индейцев, от Индии до Китая и Египта. Оно вдохновлено сакральным искусством, доисторическими храмами и статуями, и даже операми Вагнера. Ни одно из этих течений, тем не менее, не превращается в формальную доктрину, не становится узкими идеологическими рамками. Вместо этого Хайндль, как художник, пытается достичь внутреннего понимания, а не выдвинуть какую-то формальную теорию.
Конечно, колода выражает некоторые идеи. Хотя Хайндль в большинстве случаев работал по наитию, не планируя заранее символы, которые должны непременно присутствовать на каждой карте, изображения демонстрируют сложную, но в то же время цельную точку зрения художника. Мы ещё увидим эту точку зрения в концепциях отдельных карт, а здесь попробуем проследить центральную тему всей колоды Хайндля – обновление Земли, не только и не столько материальное, сколько духовное. Тысячелетиями люди считали Землю живым существом. По всему миру Ей поклонялись как одному из аспектов Великой Богини, Матери Жизни. Великая Богиня, выражение божественной истины, не является просто символом какого-то определённого аспекта жизни, равно как и не сводится к простой формуле: Богиня = Земля, Бог = Небо. Великая Богиня – Земля, но также и Небо; она правит как мифическим раем, так и подземным миром.
Ещё до создания Таро Хайндля люди осознали две огромные опасности, угрожающие нашему миру. Одна из них – всеобщая война, уничтожающая всё живое, посредством ли взрывов, ядерной зимы или биологическим оружием. Вторая опасность угрожает окружающей среде. Многие группировки, в том числе Партия Зелёных на родине Хайндля, в Германии, требуют разоружения, мира и прекращения кислотных дождей, вырубки лесов и уничтожения озонового слоя, которое приведёт к глобальному потеплению. Герман Хайндль, как и многие другие, видит в этом трудности духовного характера, наряду с экологическими и политическими. По мнению Хайндля, истоки опасностей современного мира – в ментальности с доминирующей маскулинностью, основанной на жёсткой иерархии и доминировании, а не сотрудничестве и взаимном уважении. Когда какие-то идеологии отрицают Богиню, женщины начинают восприниматься только как сосуды, порождающие детей, и Земля становится не Творцом, а неодушевлённым объектом, предназначенным для эксплуатации человечеством.
Герман Хайндль не придерживается феминистических взглядов, и в Таро Хайндля нет нападок на мужчин. Скорее, в нём делается попытка найти баланс между различными качествами, и этот баланс основывается на взглядах древних, считавших женщину главной силой творения. Хотя Хайндль состоял в Партии Зелёных, он пришёл к этой идее в основном через собственный жизненный опыт, работая с коренными жителями Америки – индейцами. Герман Хайндль и его жена, Эрика Хайндль, много путешествовали по Америке и общались с индейцами; они останавливались в их жилищах и принимали участие в их ритуалах, и делали это не из простого любопытства. Они учились у индейцев и пробуждали в себе искреннее благоговение перед Землёй и Духами, с которыми мы разделяем этот мир. Этот опыт привёл их к пониманию, что Духи – не просто символы, концепции или сказки; что они так же реальны, как люди или деревья. И это знание также вошло в концепцию Таро Хайндля.
В Таро Хайндля не делается большего упора на учения индейцев, чем это принято в оккультных доктринах. Опыт общения Хайндля с коренными жителями Америки оказал влияние на колоду, равно как и его путешествия в Индию, европейская мифология и традиция Таро сама по себе. В результате он создал сакральное произведение искусства, говорящее с нами через силу изображений. С другой стороны, символизм Таро включает больше, чем просто изображения. Люди воспринимают себя не столько через призму искусства, сколько через отсылки к специфическим учениям, таким, как Каббала или масонство. Это объясняет, почему довольно мало профессиональных художников берётся за создание колод Таро. (Конечно, это не относится к Италии, родине Таро, где художники зачастую считают создание собственно колоды шансом раскрыть своё мастерство и продемонстрировать свою творческую индивидуальность.) Возможно, рамки колоды Таро слишком ограничивают художников, даже с эзотерическими интересами. Впрочем, в последние годы было создано множество колод Таро, в котором изображения играют главную роль. Сейчас люди для определения смысла в первую очередь смотрят на картинку, а не ориентируются на формальные доктрины. Таро Хайндля очень отличается от классических колод Таро, но в этом оно не уникально. Многие начали перерисовывать традиционные изображения, создавая системы образов, живущие по собственным законам. Наиболее сильные из этих работ выходили за рамки индивидуального опыта -- к архаичным и мифологическим образам. Такие карты есть и в Таро Хайндля, например, Колесница, Звезда или чудесные придворные карты, включающие религиозные традиции всего мира.
Итак, профессиональные художники начали открывать для себя Таро. Наряду с такими классиками, как Сальвадор Дали и Ники де Сен-Фаль, существовала целая группа молодых художников, известных в основном в Италии, но также и в Америке, которые создали собственные колоды Таро. Однако Таро Хайндля гораздо глубже, чем все эти колоды, поскольку выражает жизненный опыт художника, преломившийся через призму духовного понимания.
Таро Хайндля очень символично.  Каждая карта, но особенно – Старшие Арканы, содержит целую структуру символов, основанную на наборе концепций и образов, почерпнутых из традиции Таро, но абсолютно точно индивидуальных и принадлежащих именно этой колоде. Поскольку Хайндль в первую очередь был художником, традиционные символы были подчинены изображению, а не наоборот. Многие карты демонстрируют то, что можно назвать «экономичным символизмом». Один-единственный жест, объект, цветовой паттерн могут казаться простыми, но на деле охватывают весь спектр заложенной в карте концепции. Эти идеи затем создают новые взаимоотношения друг с другом. Мы увидим примеры такого подхода на большинстве козырей, особенно – на карте Шут, но также среди придворных карт и номерных арканов.
Я впервые услышала о Германе Хайндле, когда его немецкий издатель позвонил мне с вопросом, не напишу ли я комментарии к новой колоде. Я попросила прислать мне примеры карт. Когда их доставили, меня сразу поразили их концептуальность и красота, открытость и тонкое мистическое чувство изображений. Я уже писала кое-что о рунах, и мне показалось прекрасной идеей поместить эту древнюю систему символов на Старшие Арканы. Чуть позже я встретилась с Германом и Эрикой Хайндль впервые. Они приехали в мой дом в Амстердаме, нагруженные рисунками. Несколько часов мы рассматривали карты, обсуждали их символизм и то, какими разными путями можно прийти к общим концепциям в Таро, политике, мифологии и взглядах на первобытные верования. На прощание они подарили мне куклу-качина, священный индейский символ благословения дому. В следующий раз мы встречались в их доме в Германии: они подарили мне гальку с тосканского пляжа, на поверхности которой самой природой был оставлен рисунок в виде шестилучевой звезды. Герман обыскал весь пляж, пока не нашёл камень с нужным символом.
В описании карт я старалась, насколько возможно, придерживаться рассказанного Германом Хайндлем. В то же время я добавила в описание собственне опыт и впечатления, не для того, чтобы противоречить заложенным в изображениях идеям, но для того, чтобы полностью раскрыть их потенциал. Герман Хайндль и я происходим из разных культур, разных поколений, у нас разный пол и разные религиозные взгляды. Однако, как оказалось, мы можем воспринимать мир похожим образом. Я считаю работу с Таро Хайндля большой удачей для себя. Надеюсь, что эта книга поможет и другим открыть для себя этот новый и одновременно древний лабиринт.
Рейчел Поллак

Комментариев нет: