вторник, 25 мая 2010 г.

Мать Кубков. Венера из Виллендорфа


В название этой карты вынесено название статуи, изображённой на ней. Виллендорф – город, где археологи раскопали это древнее изваяние, высеченное тридцать тысяч лет назад. Название "Венера" происходит от обычая называть Венерами все доисторические женские фигуры. Он, в свою очередь, восходит ко временам Римской Империи, когда римляне рассматривали всех богов и богинь других культур как разновидности своих божеств.


Археологи пользуются этим названием также из-за предположения, что любое женское изображение связано с "культом деторождения" – термин, принижающий не только матриархальные культуры, но и уровень сознания древних людей. Эта тенденция очень глубоко укоренилась в нашей культуре. Нам сложно не думать о человечестве как о тем более примитивном, чем более древние времена мы рассматриваем. Однако чем больше мы исследуем каменные круги, тем большая сложность инженерных и астрономических познаний наших предков нам предстаёт. И чем больше мы пытаемся понять архаичное видение мира, тем более сложные и комплексные взгляды на природу, психологию и священные традиции открываем. Эту статую можно было бы назвать Великой Богиней из Виллендорфа.

Вышесказанное не означает, что статуя не символизирует деторождения. Очевидно, что её огромные груди, круглый живот и крутые бёдра показывают, что она олицетворяет материнство (хотя она и не беременна). Проблема в том, что мы считаем деторождение чем-то незначительным; оно не кажется нам предметом рассмотрения истинной религии, которая должна быть интеллектуальной, оторванной от природы, несколько витающей в облаках – и мужской. Некоторым людям статуя покажется странной, может быть – уродливой или смешной. Мы привыкли представлять идеальную женщину худой, невесомой, не связанной с такими низкими вещами, как деторождение или работа. Такие взгляды искажают наше чувство прекрасного.

Из всех придворных карт только Мать Кубков изображает физический объект, а не восходит к картине или непосредственно к мифу. Из-за большой древности мы мало что можем сказать о ней. Можно строить предположения, но не забывая о том, что они покоятся на наших допущениях. И всё же нам нужно осознавать связь с такими фигурами, поскольку они родом из нашей древней истории.

Статуи и наскальные рисунки донесли до современности следующее. Во-первых, они свидетельствуют, что духовное начало было присуща человечеству уже на заре его развития. Есть доказательства того, что, овладев огнём, люди использовали его для религиозных церемоний, а не для обогрева или приготовления пищи. Во-вторых, они выполнены с тонким художественным чутьём, следовательно, тяга к искусству также была присуща человеческой природе с древних времён. Современные археологические находки включают произведения искусства возрастом в несколько десятков тысяч лет – времён самого начала человеческой цивилизации в Африке и на территории Европы.

На древних статуях и рисунках обычно нет лиц. Это может говорить об отсутствии индивидуальности или о чувстве, что духовная реальность превосходит отдельную личность. Люси Липпард, исследовавшая связи между доисторическим и современным искусством, пишет в своей книге "Наложение" о священности камня. Входы в пещеры были культовыми. Ближе к современности люди строили храмы, похожие на горы, имеющие форму грудей. Во многих культурах добыча ископаемых и работа с металлом имели большое культовое значение и сохранялись в тайне от непосвящённых. Если считать Землю Матерью, то минералы можно рассматривать как эмбрионы в Её чреве. Скалы, галька или даже случайные царапины, подобные по форме женщине или Луне, становились объектами поклонения.

Следующим шагом человечества, вероятно, было создание собственых форм, нарисованных на камне или высеченных из него. Всё свидетельствует о том, что изначально целью искусства было соединение человеческого начала и божественного. Некоторые из этих тем нашли отражение в карте Матери. На заднем плане, справа, лежат овальные камни. Слева мы видим шар, один из пузырьков, символизирующих в колоде духовное начало. Вместе они символизируют гигантский прорыв – открытие человечеством абстрактных концепций, отражённых в физической реальности.

У статуи, ставшей прототипом рисунка, нет ног. Хайндль нарисовал её ноги уходящими в землю. Она не столько ходит по Земле, сколько вырастает из неё. Она сама – Земля. Также Богиня связана с Луной, которая изображена вверху слева, и с морем, поскольку Хайндль изобразил её на фоне морского побережья. Некоторые комментаторы считают, что линии на её грудях изображают руки, но также их можно считать змеями. Круги вмятин на голове могут иметь разные значения. Они образуют спираль, или лабиринт. Герман Хайндль решил, что они изображают волосы, а Эрика Хайндль предположила, что они могли служить отверстиями для перьев или же символизировать открытость головы небесной энергии. В Индии третий глаз (который некоторые считают соответствующим шишковидному телу за лобной костью) открывается, чтобы видеть божественный свет. Может быть, древние рассматривали в этом контексте всю голову?

Присутствие пейзажа отличает масть Кубков от Жезлов, где культура подавляет природу. Пейзаж выглядит зелёным и плодоносным, несмотря на отсутствие деревьев. Когда чета Хайндль посещала Ирландию, они видели на своём пути мало деревьев: в некоторых местах их давно вырубили, на побережье же их нет вовсе из-за прибрежного климата с его сильным ветром.

Фон словно озарён золотым светом Чаши. Неполная Луна, более тёмная снизу, перекликается с изображением Верховной Жрицы. Красота Богини, как и шар перед Жрицей, символизирует полную Луну.

Предсказательные значения

В раскладах Мать Кубков означает земного, прямого и честного человека. Она созидательна и обладает сильным воображением, но не теряет связи с основами жизни.

Карта может означать мать, посвятившую себя детям, возможно – главу семьи, у которой все домочадцы могут найти поддержку. Более абстрактно, не в качестве конкретного человека, карта символизирует ощущение древней энергии, чуткость к природе и духовное начало, наполняющее повседневную жизнь.

Перевёрнутое положение

В перевёрнутом положении Мать Кубков может указывать на человека, оторванного от столь важной для неё физической реальности. Это может быть мать, чьи дети выросли и оставили дом, или человек с большим потенциалом, не находящим себе применения.

Комментариев нет: