Эти шестнадцать карт Таро Хайндля наиболее далеки от традиционных. Будучи европейской игрой (или эзотерической системой), со времён Ренессанса карты Таро сохранили аристократическую структуру названий этих карт: Король, Королева, Рыцарь, Паж. В двадцатом веке Орден Золотой Зари и другие эзотерические группы оказались недовольны дисбалансом между тремя мужскими фигурами и одной женской. Это проистекало не из феминистических взглядов, но из церемониальной магии, которая зависит от полярности мужчин и женщин. Они создали другую разновидность иерархии придворных карт: Король, Королева, Принц, Принцесса. Алистер Кроули использовал названия Рыцарь, Королева, Принц, Принцесса.
На протяжении последних десяти-пятнадцати лет система Таро использовалась очень по-разному. Поборники феминизма создали колоды, основанные на женской духовности. Другие художники рисовали языческие колоды, или относящиеся к конкретной культуре, как Таро американских индейцев. Ко многим из них традиционная европейская структура придворных карт оказалась неприменима, что вдохновляло художников на поиск собственных ассоциаций.
Когда Герман Хайндль впервые обдумывал придворные карты своей колоды, он чётко осознал две вещи. Ему не была нужна структура европейского правящего класса, и он хотел, чтобы каждая масть отражала отдельную культуру. Отчасти он следовал индейской концепции о духовных значениях четырёх направлений. Каждая масть должна была означать одно из направлений. Вместе они должны были показывать различные священные традиции и подходы к жизни, существующие в мире. В качестве центра Хайндль выбрал воображаемую точку где-то в средиземноморье. Как европеец, он счёл правильным рассматривать направления с собственной позиции.
Присвоение мастям направлений отчасти происходит из символизма, отчасти – из элементальных соответствий. Кубки относятся к Святому Граалю, объекту европейской культуры. Следовательно, Европа, Север, соответствует этой масти. С другой стороны, Земля для Хайндля отражает философию американских индейцев, в то время как Огонь для него означает Индию. Следовательно, Запад – Америка – становится мастью Камней, а Восток – Индия – мастью Жезлов.
Как известно, масти следуют в определённом порядке, заданном элементами: Жезлы – Огонь, Кубки – Вода, Мечи – Воздух, Камни – Земля. Применительно к направлениям мы получим следующий порядок: Жезлы – Восток, Кубки – Север, Мечи – Юг, Камни – Запад.
Получившийся рисунок – разновидность руны Эйваз, изображённой на Звезде. Наряду с прочими значениями эта руна символизирует Мировое Древо, которое, в свою очередь, объединяет направления Вверх и Вниз с Центром и горизонтальными направлениями.
Когда я впервые встретилась с Германом и Эрикой Хайндль, мы говорили о том, как назвать придворные карты. После некоторого обсуждения Герман предложил названия Мать, Отец, Сын и Дочь. Это придаёт картам личные качества, уравновешивая величие мифологических фигур. Это также позволяло Хайндлю размылять о собственных родителях и детях. Слово Двор (англ. Court – Прим. перев.) для него означало именно этот, глубоко личный уровень. В большинстве колод оно означает королевский двор. Но также это слово означает сад в центре поместья, где вся семья может собраться вечером. Когда я приехала в Хофхейм к чете Хайндль, мы сидели именно в таком саду (hof по-немецки) и обсуждали картины.
Изначально Хайндль планировал изобразить в качестве Юга Израиль. Поддерживаемая Эрикой, я возразила, что Израиль, как и Индия, является Востоком, и потому можно выбрать для Юга Африку. После некоторого размышления он решил выбрать для Юга Египет. Этот выбор имеет несколько преимуществ. Египетская культура старше, чем еврейская или христианская. Она, очевидно, влияла на обе, как и на Грецию. Также египетские концепции и мифы имеют большое значение в эзотерической интерпретации Таро.
Когда Хайндль думал о различных культурах, ему пришла в голову захватывающая мысль. Индия представляет древнюю традиции, царившую в стране в течение тысячелетий. Боги Древнего Египта, с другой стороны, уже давно утратили своих последователей и уступили место исламу. Однако мифы Древнего Египта настолько захватывающи, что до наших дней оказывают сильное влияние на эзотерику. Для Европы Хайндль выбрал мифы о Святом Граале с ключевым персонажем – Парсифалем. Здесь мы видим религиозную традицию, вошедшую в литературу. Можно только догадываться об истоках легенды о Граале, однако она известна из многих поэм и преданий. И, наконец, индейцы демонстрируют священную традицию, считавшуюся утраченной долгие годы и возрождённую к жизни благодаря силе духа и отваге своих последователей.
В выборе культур Хайндль руководствовался не столько философскими обоснованиями, сколько личным опытом общения с каждой из традиций. Будучи европейцем, он побывал и в Индии, и в Израиле, и в Америке. Во всех этих странах он чувствовал связь с её жителями и традициями. Когда он заменил Юг на Египет, то не только изучил его мифологию, но и посетил его лично вместе со своими красками и холстами.
В стилистике изображений Хайндль также следовал разным культурным традициям. Для Индии и Египта он использовал уже имеющиеся изображения различных персонажей. Кришна и Радха, Сын и Дочь Жезлов, пришли из канонических изображений, которые держат дома религиозные индийцы. Карты масти Кубков позаимстсованы из разных источников. Мать изображает доисторическая статуя, найденная в немецуом городе Виллендорфе. Для Сына и Дочери Хайндль создал принципиально новые изображения. Для Отца, Одина, он обратился к мифу, изображённому в Повешенном, но уже гораздо больше следовал первоисточнику. Для карт Запада он нарисовал собственные изображения, используя символы, текстуры и объекты племенных традиций.
Четыре направления включают различные качества, но все они связаны. Концепция Севера ничего не значит без Юга. Все масти чётко следуют общей структуре. Матери демонстрируют древнее выражение религий. Архаичные и могущественные, они восходят к основным энергиям. Отцы преобразуют эти энергии в концепции. Например, в масти Жезлов Кали представляет собой видение Абсолюта, самого источника существования. Брахма – более теологическая фигура, возникшая с развитием культуры. Четверо Сыновей и Дочерей выражают культуру с более человеческой точки зрения. Всё ещё мифические существа (за исключением Сына Камней), они дают нам модели поведения, которым могут следовать люди. Хайндль изобразил всех Дочерей исполненными любви и спокойствия. Очень разные по характеру, все они несут мир и красоту. Сыновья же отвечают на вопрос об ответственности, также разными способами.
Для того, чтобы выяснить предсказательные значения карт, нужно перевести миф на обыденный язык. Здесь не работают традиционные значения «мужчина средних лет со светлыми волосами и голубыми глазами». Вместо этого нужно обратить внимание на черты характера, которые демонстрируют эти люди. Они могут указывать на человека чувственного, как Кришна, или сильного, но отстранённого, как Один.
Мы описываем каждую карту как человека и говорим: «Дочь Камней – это та, кто…». Конечно, никто не может быть богом или богиней. Мы можем лишь походить на них. Большинство людей меняет привычки и поведение с течением жизни. Следовательно, карты могут говорить нам об аспектах личности. Гадание на Таро описывает текущий момент, даже если включает периоды до и после него. Описывая карты и их значения, я полагалась на то, что говорил о них Хайндль, а также на собственные ограниченные познания об этих культурах. Заранее приношу свои извинения за неумышленные ошибки или искажения в трактовках некоторых образов.
Описания, приведённые здесь, довольно кратки. Думаю, что когда-нибудь будет написана целая книга, посвящённая этим шестнадцати картам и их религиозно-культурным прототипам, тому, как Герман Хайндль обыграл каждый из них, новшествам, внесённым им в традицию, отношениям между отдельными картами – и тому, чему это может научить наших современников. Я с удовольствием прочитала бы её.
Комментариев нет:
Отправить комментарий