воскресенье, 16 мая 2010 г.

Введение в Старшие Арканы

Старшие Арканы Таро появились в середине пятнадцатого столетия и сохранили первоначальную структуру до сих пор: двадцать двекарты, не связанные ни с одной мастью. В игре «тарок» эти карты назывались «трионфы», или «триумфы», поскольку в играх при столкновении с картами обычных мастей они били любую из них. Затем их стали называть «козыри».


Со времён появления первых колод на Старших Арканах были изображены вполне понятные сцены и персонажи – папы, монахи, карнавальные фокусники, мифические личности, такие, как Геркулес, любовные сцены, религиозные поучения, такие, как Страшный Суд, и так далее. Одна из теорий происхождения Таро гласит, что козыри были галереей типичных персонажей времён раннего Ренессанса, как, например, алхимик с своей лаборатории, в сочетании с моральными добродетелями и наставлениями. Однако некоторые изображения, кажется, несут некое эзотерическое или даже еретическое содержание: конечно, алхимик – распространённый персонаж времён Ренессанса, но ведь алхимия, как оккультное занятие, была вне закона!
В ранних колодах часто присутствовала женщина, одетая как аббатиса, но увенчанная папской тиарой. Этот персонаж известен как Папесса. Средневековые легенды повествуют о Папе Иоанне, женщине, замаскировавшейся под монаха, проникшей в Церковь и поднявшейся до верхней ступени церковной карьеры – и быть атакованной толпой, когда у неё начались роды прямо на пасхальной церемонии.

Поскольку случаи, когда женщины одевались мужчинами, чтобы стать священниками, известны истории, многие полагают, что Папа Иоанн был реальной исторической фигурой. Но появление изображения Папессы можно объяснить и по-другому. В конце тринадцатого века еретическая группировка, называвшаяся гаглиельмиты, избрала женщину, которая должна была стать папой, когда в 1300-м году вернётся Христос. Когда 1300 год наступил, Церковь сожгла эту женщину. Её звали Манфреда Висконти. Интересно, что некоторые из самых ранних колод Таро, появившиеся через полтора века, также были нарисованы семьёй Висконти.

В ранних колодах женщина, увенчанная папской тиарой, носила одеяние аббатисы. В пятнадцатом веке Европа повторно открывала для себя эпоху античности, церковь продолжала использовать латынь как разговорный язык, и образцом для подражания считалась Священная Римская Империя. Поэтому император был очевидным претендентом для изображения в карточной игре, основанной на социальных типах. Однако довольно рано карта «Император» приобрела совершенно определённое эзотерическое значение. Император изображался в профиль (некоторые каббалисты утверждают, что можно увидеть Предвечного – один из аспектов Бога – сбоку карты, но не глядя на изображение) и со скрещенными ногами, образуя число четыре, которое в оккультной философии символизирует божественный закон и четыре мира творения.

С самого начала колоды Таро включали странную карту с изображением человека, висящего вниз головой, обычно подвешенного за одну ногу и согнувшего другую в колене, что снова даёт нам изображение четвёрки. В Италии была традиция подвешивать предателей вниз головой (даже с Муссолини после того, как война закончилась, поступили так же), поэтому в итальянских колодах эта карта часто называется «Предатель». Некоторые авторы изображают Повешенного с высыпающимися из карманов монетами, как если бы он символизировал Иуду Искариота и его тридцать сребреников. Однако в самых ранних колодах лицо Повешенного задумчиво, и от него исходит сияние. По одной из легенд вниз головой был распят Святой Пётр, предположительно не сознававшийся, что выдавал себя за Иисуса (звучит настолько неубедительно, что, скорее всего, этому было какое-то другое объяснение). Роберт Стюарт в своей интересной работе о Вита Мерлини, манускрипте о Мерлине двенадцатого века, рассказывает историю о «тройной смерти», когда человека подвешивали на дерево за одну ногу, а голову опускали в реку. Стюарт видит в этом предании отголосок древних кельтских ритуалов перерождения. Прав он или нет, эта история на два века старше первых известных нам колод Таро.

Каббалистический подход к Таро базируется на числе козырей – двадцать два (хотя некоторые историки полагают, что это число могло варьироваться в ранних колодах). Еврейский алфавит также содержит двадцать две буквы, и это служит отправной точкой для мстических изысканий кабалистов (возможно, самый древний еврейский мистический текст, Сефер Йецира, описывает мистические свойства алфавита). Однако нужно заметить, что каббалистическая теория Таро появилась только в девятнадцатом веке, и ни в одном из многостраничных изысканиях каббалистов не рассматриваются изображения на картах.

Существует множество теорий о происхождении Старших Арканов. Интересно отметить, что большинство теорий Таро рассматривают в основном их, как если бы Младшие Арканы появились в колоде позже. Одна из гипотез усматривает связь между козырями и триумфальными процессиями, восхвалявшими известных людей. Поэт Петрарка, бывавший при дворе Висконти, написал поэму «Триумфы», описывающую шесть аллегорических побед. Историк Гертруда Мокли предположила, что она могла стать импульсом к созданию перых колод Таро. Более эзотерические теории связывают Таро с рисунками в египетских храмах, двадцать одной ступенью ритуалов Тантры (индийской эзотерической традиции), различными стадиями «Великой Работы» алхимиков или даже (более современные теории) с двадцать одной фазой луны в древней халдейской астрологии. В каком-то роде все эти теории имеют смысл, но для большинства из нас гораздо важнее (в Таро Хайндля это безусловно важнее) не происхождение карт Таро, а те значения и ценности, которые они обрели за время своего существования. Происходят они от тантрических ритуалов или нет, такие писатели, как Барбара Уокер,  позволяют нам провести эту параллель. В последнее время изображения на Старших Арканах были множество раз переосмыслены и переделаны с отсылками к мифологии майя, верованиям и традициям индейцев, древним богиням, легендам о колоде Артуре и так далее. Все эти влияния и многие другие были включены в Таро Хайндля. Если бы Герман Хайндль специально планировал включить в карты такое множество разных идей, всё могло бы закончиться эклектичной мешаниной. Однако вместо этого колода демонстрирует цельное видение автора, поскольку он опирался на все эти традиции – и свой опыт знакомства с ними – чтобы отразить собственное мировосприятие в рамках общепринятых традиций Таро.
Ранние колоды Таро не были пронумерованы. Если карты были изобретены как игра (хотя бы как видимость игры), то можно предположить, что у них должна была быть строгая иерархия. Однако довольно быстро нумерация стала стандартной, почти такой же, как мы можем видеть в Таро Хайндля, за одним исключением. Хайндль поменял местами карты 8 и 11, следуя традиции влиятельного оккультного Ордена Золотой Зари. В Марсельском Таро Справедливость имеет номер 8, а Сила – 11, но в Ордене Золотой Зари Сила идёт под номером 8, а Справедливость – 11. Однако с арканом Шут есть некоторые проблемы. Как карта под номером 0, он должен предшествовать карте 1. В карточной игре Таро он, впрочем, не занимает фиксированной позиции. Некоторые эзотерики ставят его первым, другие – последним, а третьи располагают его между картами 20 и 21.

Последовательность становится важной, когда мы рассматриваем связь карт с буквами иврита. Некоторые эзотерические традиции насчитывают двадцать одну ступень, так что Шут становится путешественником по ним, или посвящаемым. Однако алфавит в иврите насчитывает двадцать две буквы и, следовательно, двадцать два пути на важной диаграмме, называемой Деревом Жизни. Поэтому нужно, чтобы Шут тоже занял там определённое место. Если поставить этот аркан в самый конец, то первая буква алфавита будет соответствовать Магу, вторая – Верховной Жрице, и так далее. Если же мы поставим Шута на первое место и припишем ему первую букву, то Маг будет соответствовать второй, Верховная Жрица – третьей, и так далее. Хайндль придерживается системы Алистера Кроули (члена ордена Золотой Зари) и ставит в соответствие Шуту первую букву.

Существует два основных подхода к интерпретированию Старших Арканов. В одном из них каждая карта описывается сама по себе. В другом карты рассматриваются как последовательность, из которой выстраивается некая история. Часто в этой истории Шут считается путешественником, проходящим через остальные карты, или воплощённой душой, преодолевающей свой жизненный путь. Когда мы смотрим на карты как на последовательность, значение каждой из них зависит не только от изображения на ней самой, но и от её места в ряду. Например, Башня, карта 16, часто интерпретируется как результат трудностей, возникших в карте 15, Дьявол. Также можно посмотреть вперёд и увидеть, что разрушение ведёт к открытости и обновлению в карте 17, Звезда. Этот метод анализа похож на то, как мы смотрим на карты в раскладах Таро. При чтении расклада мы смотрим как на значение карты, так и на её положение. Например, Влюблённые в позиции «Предыдущий опыт» могут означать совсем другое, чем Влюблённые в позиции «Недалёкое будущее», и нечто третье – в позиции «Надежды и опасения». Также при чтении расклада Таро мы смотрим на все остальные карты, чтобы понять значение какой-то конкретной.

В прошлом писатели и практики Таро порой упускали некоторые варианты чтения карт, однако с течением времени гадание на Таро стало намного сложнее и популярнее. Возможно, нет ничего странного в том, что рассматривать Старшие Арканы в качестве последовательности стало практически стандартным подходом в эту эпоху пересмотра принципов чтения раскладов.

Таро Хайндля, как и большинство действительно ценных колод, сочетает эти два подхода. Герман Хайндль рисовал свои карты как отдельные изображения, каждое со своей собственной темой. Однако в последовательности карт, словно бы сама собой, разворачивается целая история. В сюжетах история и политика переплетаются с духовными идеями, заключёнными в Таро. Хайндль не продумывал эти истории от начала до конца, пошагово выверяя каждую деталь последовательности, от Шута до Вселенной. Эта история появилась благодаря очень ясному и цельному мировоззрению художника. Герман не планировал то, что хотел сказать; эти идеи возникли из его личного опыта, духовных занятий и глубокой убеждённости.

Трактуя Старшие Арканы, многие разбивают их на две группы (или больше). Те, кто делит их пополам, обычно описывают первую половину как взгляд на жизненный путь со стороны, а вторую считают связанной с рефлексией и духовным развитием. Эта позиция популярна среди тарологов, следующих юнгианским концепциям.

Часто спорят о том, какая карта является поворотной точкой. Обычно эта роль отводится Колесу Фортуны, карте 10, которая поднимает нас вверх в первую половину жизни, а затем, когда мы достигаем среднего возраста и наши силы начинают убывать, везёт нас вниз, к смерти (и, с точки зрения некоторых, к реинкарнации и новому витку колеса). Повешенный, карта 12, также может быть точкой поворота, поскольку он символизирует переворот в прежней системе ценностей. И, наконец, поворотной может выступать карта 11, будь то Сила или Справедливость, поскольку Сила включает готовность выйти за пределы прошлых достижений, а Справедливость показывает прошлое и будущее, балансирующие на чашах весов.

Другой метод разделения разбивает арканы от 1 до 21 на три группы по семь (и рассматривает Шута как путешественника через все эти карты). Этот подход основан на древнем представлении о магических значениях тройки и семёрки. Тройка обозначает полный спектр идей, многих из которых мы коснёмся, обсуждая аркан 3, Императрицу. Одна из главных интерпретаций здесь связана с тремя фазами Луны – растущей, полной и убывающей, - которые отражают юность, зрелость и старость. Мы можем увидеть это и в картах: первые семь Старших Арканов связаны с юностью, узнаванием окружающего мира; следующие семь отражают проблемы зрелости – самопознание, психологическую трансформацию и готовность к углублённому восприятию; последние семь выходят за пределы индивидуальной личности, так как душа постигает общие принципы мироздания. В традиционных культурах такая позиция чаще всего достигается к старости, когда женщина, вышедшая из детородного возраста, и мужчина, слишком старый, чтобы охотиться, рассматриваются как источник мудрости. Может быть, даже более фундаментальным выражением являются мать, отец и ребёнок. Из этих базовых триад вытекают многочисленные троицы в религии и мифологии.

Значение семёрки более смутно. В древности люди могли видеть на небе семь «планет»: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Семёрка, следовательно, становится числом окончания. В Таро карта 7, Колесница, означает «Победа». Аналогичные значения у кратных семи арканов – 14 и 21. Другими словами, каждая группа из семи арканов завершается победой, поскольку душа встретилась с различными трудностями и прошла через них. Число семь имеет особое значение во многих современных культурах, особенно в культуре индейцев Северной Америки, которые придают большое значение четырём направлениям. Чувство севера, запада, востока и юга или, более конкретно, направлений вперёд, назад, влево и вправо помогает понять наше место в окружающем мире. Однако на самом деле существует семь направлений, поскольку сюда нужно включить верх, низ и центр, в котором мы находимся. В музыке каждая октава включает семь нот, а восьмая повторяет первую на более высокой частоте. Следовательно, мы также можем рассматривать каждую группу из семи карт как октаву. Это дат нам возможность соотнести различные карты, поскольку мы описываем карту 8 как «гармонически соответствующую» карте 1, а карту 18 – как соответствующую карте 11. Это не просто метафора. Очень часто значения карт действительно соответствуют такому взгляду. И Сила, и Дьявол (карты 8 и 15), несомненно, имеют отношение к Магу, первой карте. Каждая из этих карт – 1, 8 и 15 – является первой в последовательности из семи карт. Влюблённые, шестая карта, предзнаменуют появление Смерти, карты 13, поскольку эго переживает «маленькую смерть» при сексе, и люди зачастую называют оргазм именно так – умиранием. И третья карта в этой последовательности – 20, Бесконечность, следует за Смертью, означая перерождение (что в традиционных колодах отражают мертвецы, восстающие из могил перед Страшным Судом, а в Таро Хайндля – ребёнок, опускающийся на Землю в космическом яйце.)

Мы также можем связать карты, «уменьшая» их номера. Дьявол – карта 15 или 1+6, Влюблённые. Так мы можем увидеть связь между Дьяволом и Влюблёнными: сексуальность. Аналогично можно назвать Отшельника лунной картой, поскольку он имеет номер 9, а Луна – 18.

Часто пытаются связать Старшие Арканы с какой-то определённой доктриной – Каббалой, алхимией, Тантрой. На самом деле они соответствуют им всем, поскольку в действительности не отражают какой-то одной концепции или определённого набора ценностей. В них показана история души, сталкивающейся с жизнью, достигающей осознанности и в конце концов обретающей мистическое просветление.

Эта история начинается с невинного Шута. Нулевой аркан символизирует идеальное состояние, потерянный рай. Первые два аркана, Маг и Верховная Жрица, отражают два полюса существования: мужественность и женственность, свет и тьму, действие и бездействие, сознательное и бессознательное, задавая базовую структуру карт. В некотором смысле мы можем описать все остальные Старшие Арканы в терминах взаимодействия этих двух полярностей. Ребёнок в карте 20 символизирует новое, обновлённое сознание, в то время как последняя карта, 21, показывает, как это сознание соспринимает мир.

Это – глобальная тема Старших Арканов. Таро Хайндля, как и все остальные колоды Таро, показывает эту историю наряду с разработкой своих собственных тем. Карты Таро отражают более глубокий уровень, чем индивидуальный опыт – страдание и спасение Земли как целого.
Хайндль рисовал свою колоду «бессознательно», впитывая идеи и традиционные изображения каждой из карт и затем выражая возникшие у него образы при помощи кисти. Каждую картину он совершенствовал, когда ему становилось ясно, что же карта «хочет» сказать. Можно было бы ожидать, что результатом такой работы станет хаотичное нагромождение образов, но не в случае Хайндля. В картах присутствует чёткая композиция, обычно вокруг вертикали или, в пространственном отношении, одного объекта на переднем плане, в то время как остальные находятся гораздо дальше. При обсуждении конкретных карт мы также коснёмся художественной композиции, отчасти потому, что искусство было жизненно важно для Хайндля, но в большей степени из-за того, что эта композиция – часть значения карты.
Чёткая структура карт проистекает из нескольких источников. Первый из них – опыт и мастерство Хайндля в сфере живописи. Второй – то, что у него были собственные излюбленные темы, которые явственно проступают сквозь изображения. И третий, не менее важный – сила сообщения, которое несут Старшие Арканы сами по себе и которое, можно сказать, направляло руку художника. Несколько раз он выбирал изображения, казавшиеся ему «интуитивно правильными», и только потом узнавал, что они традиционно связаны с этими картами. Например, он изобразил верблюда на карте с Верховной Жрицей до того, как узнал, что именно это животное означает соответствующая буква иврита. Та же история произошла с изображением руки на Колесе Фортуны.

Карты также являются великолепным примером сознательного выражения последовательности через элементы композиции. Использование цвета, направления, диагональных линий, изображений скал, рек, мужчин и женщин – всё направлено на то, чтобы обеспечить преемственность изображений в соседних картах. Также карты отличаются насыщенностью символики. Форма крыльев лебедя в Шуте, кристалл в Императрице, порядок перьев в Справедливости – всё это имеет вполне определённые значения.

Хайндль рисовал каждую карту отдельно, но когда он посмотрел на них как на целое, его ожидало удивительное открытие. Если у вас есть колода Хайндля, разложите Старшие Арканы в ряд, начиная с Шута. Обратите внимание на два шарика над чашами весов в карте 11. Чаши весов образуют полукружия. В следующей карте, Повешенный, мы видим вторую часть полукруга в контуре Земли на заднем плане. В конце, в карте 21, мы снова видим Землю как полукруг, а  ещё – несколько кругов меньшего размера, которые на самом деле являются планетами. Теперь вернёмся к Шуту. Здесь мы увидим планеты, а ещё – пузыри, символы духовности и новой жизни. В Верховной Жрице мы видим огромный сияющий шар. Этот шар/пузырь представляет полную Луну; воздух заполнен пузырьками меньшего размера. Похожее изображение мы увидим в Императрице. Император держит золотой шар; сфера стала сплошной, утратив своё космическое значение.

В нескольких картах эта тема отсутствует, но снова возникает в Отшельнике, девятой карте, персонаж которой смотрит на сияющий полукруг. Пузыри снова появляются в десятой карте, заполняя пространство, как и на изображении Верховной Жрицы. В карте 11, которую мы уже обсуждали, снова появляются и полукружия, и пузыри. Две половины, символы двух полюсов существования, вместе образуют единство.

Мы видим полукруг горизонта в карте 12, и в карте 13 глаз павлина, с его радужными цветами, очень похож на глаз Бога в Императрице. На карте 14 пересекающиеся круги вместе приходят в движение. В Дьяволе, карте 15, мы видим ещё один полукруг – на этот раз в виде чёрной дыры в нижней части карты. Он, в свою очередь, превращается в круг света на карте 18 – полный цикл с периодом в девять карт (9 х 2 = 18).

На карте 19 традиционно изображаются два ребёнка, мальчик и девочка, держащиеся за руки. Вместо них в Таро Хайндля мы видим два круга, Солнце и розу, символизирующие Небо и Землю. На карте 20 изображено яйцо, а на карте 21 Земля в действительности становится Небом, появляясь над драконом.

Для тех, кто знаком с традиционными картами Таро, изменения изображений в Старших Арканах могут показаться радикальными. И, конечно, они радикальны: Хайндль пересмотрел все традиционные образы, но сделал это не потому, что хотел отбросить их прошлые значения. Некоторые карты по-прежнему содержат отсылки к более традиционной символике, как, например, символы на карте Маг. Хотя решения Старших Арканов Хайндлем кажутся совершенно иными, здесь и далее при описании значений карт я буду ссылаться на традиционные  изображения, поскольку их трактовка Хайндлем по-прежнему опирается на древнюю историю Таро.

Я упоминала, что в Таро Хайндля содержится и собственное сообщение. Это становится очевидным в индивидуальных трактовках (и, полагаю, стало ещё более очевидным для Хайндля, пока он работал над своей колодой). Его можно вкратце охарактеризовать как возвращение древней мудрости и дань уважения природе, необходимость обновления Земли и возвращение принципа феминности на подобающее ему место – в повседневной жизни, в обществе, в космосе. Императрица показывает Женщину динамичной и креативной – как Мать, но также и как Мыслительницу.

История Таро Хайндля – об отвержении Богини и самой Земли. Императрица символизирует Великую Мать, Тройственную Богиню, источник жизни. Юный Император отрицает Её и объявляет себя единственным источником силы и авторитета. Исторически это отражает появление патриархальных религий, которые победили более древние религии Богини приблизительно пять тысяч лет назад. Как и очень многие наши современники, Хайндль считает, что две большие опасности современности – уничтожение природы и гонку вооружений – связанными с маскулинным принципом, побеждающим и отрицающим феминный. Император предстаёт нам в виде бога Одина из скандинавской мифологии. Он юн и заносчив. Позже Один снова появляется в карте Повешенный, на этот раз в виде старика, символа мудрости. Теперь он возвращается на Землю. Это великое изменение, исправляющее прошлые ошибки и восстанавливающее баланс. Затем мы видим эхо этого изменения в Звезде, где женщина наклоняется вперёд – и в Бесконечности, где ребёнок изображён вниз головой (вспомним, что при рождении ребёнок появляется из материнского чрева головой вперёд), и в карте Вселенная, где изображена нижняя половина Земли. Движение космических пузырей, описанное выше, передаёт тот же сюжет посредством абстрактных изображений.

На каждой карте изображены буква иврита, руна и астрологический символ. Каждое из этих соответствий основано на анализе Хайндлем более ранних колод и комментариев к ним. Связь Таро с буквами иврита и астрологией уже вошла в традицию: двадцать две буквы соответствуют двадцати двум арканам; аналогично, современные астрологи описывают десять «планет» и двенадцать знаков зодиака. Рамки вокруг карт связывают каждую из них с одним из четырёх элементов средневековья: Огнём, Водой, Воздухом или Землёй. Эта связь также проистекает из астрологии, где знаки зодиака связаны с одним из этих элементов. Чтобы связать с элементами каждую из десяти планет, Герман Хайндль использовал собственные заключения, основанные на его интерпретациях свойств каждого из арканов. Использование рун – новшество колоды Хайндля. У художика были на то свои причины. Во-первых, он хотел показать, как через Таро выражаются различные традиции, не противореча друг другу, но работая в согласии. Похожая мысль стала толчком к тому, чтобы отнести придворные карты к различным культурам. Во-вторых, Хайндль выбрал руны, поскольку они выражают эзотерическую традицию его родины, Германии. И, наконец, Хандль расположил руны рядом с буквами иврита как символ надежды на примирение немцев с евреями.

Руны возникли в Германии, Скандинавии и Англии, как минимум, в раннем средневековье. Они образовывали алфавит – точнее, несклько алфавитов, различающихся в разных странах. Они могут быть использованы как обычные буквы для записи слов (см. руническое написание слова «Таро» на Короле Кубков), но, в отличие от современного алфавита, у каждой буквы также есть собственное значение. Они довольно буквальны, например, «Скот», «Свойство», «Человек», но у каждой буквы также есть символическое и эзотерическое значения. С этой точки зрения они похожи на буквы иврита, у которых тоже есть конкретные значения, помимо связанных с ними эзотерических, мистических и религиозных концепций.

В отличие от букв иврита, руны традиционно использовались для гаданий. (Некоторые пытались использовать для этой цели и буквы иврита, но это современное веяние.) Гадатель вырезал руны на камне или дереве, и при гадании доставал их, приблизительно так же, как мы достаём карты Таро. Так как каждой руне приписывались также магические свойства, люди также использовали их для получения защиты – или любви, силы, денег. В Средние Века руны вырезали на мечах, кораблях или домах.

В мифах руны связаны с культом Одина, или Водана, Отца Богов в германских верованиях. По преданию, Один достал руны из тёмного колодца у подножия Мирового Древа. Чтобы сделать это, он принёс себя в жертву, добровольно лишившись глаза и провисев на Мировом Древе девять дней и ночей. Число девять связано с периодом беременности, так что можно сказать, что руны были получены Одином из мирового чрева. Хотя предание не говорит об этом, можно предположить, что Один должен был висеть головой вниз, чтобы извлечь руны из колодца. Эта тема становится одной из главных в Таро Хайндля. Во вполне традиционном виде этот миф присутствует в изображении Короля Кубков, хотя в Повешенном можно видеть изменённую Хайндлем версию предания.

Какое-то время руны были значительной частью культуры Северной Европы, однако постепенно они вышли из употребления и оставались за пределами общественного интереса до начала двадцатого века. В это время появилось движение под названием пангерманизм, а также повысился интерес к оккультизму (включая Таро). В 1902 году писатель Гвидо фон Лист посмотрел на руны свежим взглядом. Следуя древней поэме «Хавамал», в которой Один описывает руны, фон Лист представил рунический алфавит из восемнадцати букв. Идея получила распространение, и вскоре появились целые общества, изучающие руническую традицию и магию.

Вместе со своими культурными интересами пангерманизм разработал националистические, расистские и даже антисемитские доктрины. Когда нацисты расширили эту систему взглядов до угрожающих пропорций, они также усвоили и извратили руны, которые были очень популярны в 1930-х годах. Некоторые из наиболее пугающих нацистских групп использовали руны как символы. Вводя руны в колоду Таро, Хайндль стремился смыть с них позор того исторического периода.

После войны руны пытался реабилитировать эзотерик Карл Шпицбергер, основываясь на алфавите Фон Листа, но устранив все отсылки к расизму. Хотя Хайндль не пользовался трудами Шпицбергера в качестве источника, он был знаком с более современной системой Золтана Жабо, автора «Книги Рун». Жабо также использовал восемнадцатибуквенный алфавит, или «футарк». Эти руны Хайндль присвоил арканам 1-18, от Мага до Луны. Для оставшихся четырёх карт – Шута, Солнца, Бесконечности и Вселенной – он обратился к Шпицбергеру и более старым версиям алфавита. Следуя методу Жабо, Хайндль обнаружил близкую связь между значениями рун и карт. Единственным исключением из последовательности Жабо стали карты 8 и 11. Руна 8 изображена на карте 1, а руна 11 – на карте 8. Впрочем, эти карты сами по себе поменялись местами по сравнению с традиционной последовательностью, частично из-за порядка соответствующих им букв иврита. Следовательно, можно сказать, что с точки зрения Каббалы Сила – карта 8, а справедливость – 11, в то время как с рунической точки зрения Сила – карта 11, а Справедливость – 8.

В своих интерпретациях рун я ссылаюсь на несколько книг, которые используют буквальные средневековые значения каждой буквы. К ним я добавила комментарии Хайндля, частично позаимствованные у Жабо, частично – основанные на его собственных наблюдениях. Руны – огромная область для изучения, в которой многое остаётся неясным. Заранее приношу свои извинения, если в трактовке какой-либо руны я допустила непреднамеренные искажения. Как и все остальные аспекты Таро Хайндля, руны призваны вдохновить других на гораздо более глубокие исследования, чем заключённые в моих описаниях.

Многие из тех, кто будет работать с этой колодой, захотят использовать её для предсказаний, поэтому для каждого аркана я выделила «Предсказательные значения» – варианты интерпретации карты, если она появилась в раскладе. Они написаны с несколько иной точки зрения. Изображения на картах выражают универсальное духовное знание. Для предсказания нужно увидеть, как отдельные карты могут описать моменты жизни человека; это требует более личного, психологического подхода. Например, карта 21, Вселенная, символизирует новый уровень осознанности и возрождение Земли. Однако при гадании мы, скорее, скажем, что эта карта означает успех.

Многие книги по Таро дают нам всего несколько ключевых слов или простых предложений для смысла каждой карты. Мы попытались пойти немного дальше, показав несколько путей взаимного влияния карт при гадании. Другие наверняка сделают новые наблюдения не только в предсказательных, но также в эзотерических значениях. Это часть силы, заключённой в картах Таро. Их значения, как смысл истинных мифов, никогда не будут сведены к единственной, окончательной и абсолютной интерпретации.

Герман Хайндль создал эти изображения; под его руководством я интерпретировала их. Однако мы оба надеемся, что каждый, кто познакомится с этой колодой, найдёт для них собственное, неповторимое значение.

Комментариев нет: