пятница, 13 мая 2011 г.

0. Шут

0. Шут
Буква иврита: Алеф, «вол»
Руна: Вуньо, «Радость»
Астрологическое соответствие: Уран
Элемент: Воздух

Каббалистическая буква карты Шут – Алеф, первая буква древнееврейского алфавита. Алеф означает «Вол» или «Бык» – священное животное во многих частях света. Бык с его изогнутыми рогами символизирует Луну, поэтому известен также как партнёр Лунной Богини (см. карты Верховная Жрица, Императрица). Бык символизирует активную жизненную энергию.

В отличие от всех букв латинского алфавита, Алеф – непроизносимая буква, которая получает звук от других гласных. Это означает, что она символизирует тайну духа, которую невозможно описать обычными словами. С буквы Алеф начинается Декалог, первая фраза которого – «Я Господь, Бог твой». На древнееврейском «Я есть», «Анохи», начинается буквой Алеф. Следовательно, когда Господь говорит о Себе человечеству, непроизносимая первая буква символизирует, что знание Бога невозможно выразить человеческим языком. Некоторые описывают её как приоткрытие рта перед речью или вдох, за которым следует звук.

Посмотрим на форму буквы. Её легко представить движущейся, подобно лопастям винта. Воспримем это как вихрь чистого бытия, до того, как Творение упорядочило его. Аналогичная метафора возможна в отношении сознательного. Непроизносимый алеф символизирует состояние общей осознанности, до того, как эго и мышление разложат всё по полочкам. Это – состояние Шута.

Руна карты Шут – Вуньо, означающая радость. Шут – дитя, наслаждающееся жизнью. Смотреть на мир как Шут означает получать удовольствие от бытия, играючи проходя сквозь вызовы Старших Арканов. Эта руна также означает связывание воедино различных сил или людей в обществе. Шут, Алеф, является молчаливой силой, объединяющей весь разнообразный опыт Старших Арканов.

Астрологически Шуту соответствует Уран, усиливающий всё неожиданное, радость от неожиданностей, которая сподвигает Шута проходить различные этапы жизни, постоянно делая шаг навстречу неведомому. Белая рамка вокруг карты указывает на то, что её элемент – Воздух. Обычно этот элемент означает мысль, но также он символизирует Дух.
Несмотря на богатую и многоплановую символику карты, основное изображение понятно без разъяснений. Шут изображён частично закрывающим рамку, как если бы он ещё не вошёл в мир Старших Арканов со всеми его перипетиями. На Шуте многоцветное одеяние, один рукав которого полностью коричневый, с шестью бубенчиками. За Шутом, в верхней части карты, мы видим лебедя, а выше – шесть планет в ночном небе.

Когда мы говорим об архетипах, то зачастую думаем об историях, фантазиях, встречах с загадочными стариками или странными детьми. Мы называем идею или образ архетипическим, если он важен в повседневной жизни. Архетипы обретаются не только в мифологии, но и в разнообразных социальных и культурных институтах. Шут – в той же мере реальность, что и архетип.

Бесчисленные мифы и сказки содержат образ Шута/Дурака – наивного человека без образования и житейской мудрости, который в конце концов получает сокровище или принцессу благодаря своему чистосердечию и интуитивному пониманию того, что нужно делать в тех или иных обстоятельствах. Но каждое общество отводит своим Дуракам социальные ниши и в реальной жизни. Человек, изображённый Хайндлем на этой карте, одет в средневековый костюм придворного шута. Этот род деятельности требует от него развлекать окружающих, но также позволяет критиковать сильных мира сего, высказывать истины, которые не осмелится озвучить больше никто. И даже более того: положение шута, стороннего наблюдателя, позволяет ему видеть то, что упускают из вида или не желают замечать все остальные, занимающие места на разных ступенях социальной иерархии. В наши дни этот архетип проявляется, например, в процессии телевизионного комика. В то время как некоторые из них пологаются на клише и грубые шутки, другие (и даже многие) наполняют архетипический образ точными наблюдениями и остроумными нападениями на власть предержащих.

Шут и комедиант отражают один из аспектов карты. Во многих культурах архетип принимает более простую и, возможно, более могущественную форму, чем неприкосновенный клоун, нарушающий все правила и нормы поведения. В средневековой Европе король карнавала, избранный на эту роль за свою глупость, руководил временным разрушением жёстких общественных норм, которые сковывали общество. В некоторых индейских культурах общество паяцев нарушает наиболее важные законы, танцуя обнажёнными, отпуская шуточки на важных церемониях, переодеваясь в одежду другого пола и даже испражняясь публично. Своим диким поведением они напоминают людям, что общественные правила и нормы, даже священные ритуалы, всего лишь набор договорённостей, подобно одежде, которую ребёнок учится носить, когда подрастает. На карте Шут одет в костюм священных для индейского племени Лакота цветов.

Шут во многих сказках появляется в образе ребёнка – вероятно, потому, что с возрастом мы становимся предсказуемее и жёстче в суждениях. В колоде Хайндля это молодой человек, который смотрит на жизнь широко раскрытыми глазами, однако без определённой эмоции, поскольку Шут затрагивает более глубокий уровень восприятия, чем привычные нам чувства. Мы говорим о Шуте в мужском роде, однако невозможно сказать, кто изображён на этой карте – мужчина или женщина. Невинность Шута уходит глубже, чем лежит разделение на мужское и женское начало, напоминая нам, что мужская и женская роль – также не более, чем культурная норма.

Шут вводит нас в мир Старших Арканов. Традиционно он означает ребёнка, готового отправиться в путешествие длиною в жизнь, или даже душу, которая только воплощается в тело. Следующие Старшие Арканы представляют различные жизненные перипетии, как материальные, так и духовные. Подобно ребёнку из сказок, Шут движется от одной задачи к другой, пока не достигает объединения – последнего Старшего Аркана, Вселенной.

Карте Шут присвоен нулевой номер. Это ставит его особняком среди всех остальных карт. Также это символизирует интуитивное знание священных паяцев, что мы не являемся ничем, что о себе думаем. Но если мы не являемся чем-то, значит, мы ни-что. Ничто. Реальность никогда не удастся исчерпывающе описать ни прикладному, ни философскому знанию. Следовательно, и реальность сама по себе остаётся ничем. В то время как остальные Старшие Арканы занимают строго определённые положения в последовательности от 1 до 21, символизируя определённые стадии жизни, Шут, ноль, может стать чем угодно.

В современных системах счисления ноль изображается в виде яйца, 0, намекая на то, что любая жизнь, любой опыт возникают из непознаваемого ничто. Изначально ноль изображался в виде точки, что иллюстрировало ту же концепцию. В каббалистической традиции творение начинается как точечный источник света в запредельной Пустоте (см. также карту Солнце). Ноль можно описать как оборотную сторону бесконечности (если разделить на ноль любое число, ответом будет бесконечность). 

Математики обозначают один из видов бесконечности (мощность множества ряда натуральных чисел) той же буквой иврита, связанной с Шутом, Алеф. И в современной космологии мы можем проследить историю мира на миллиарды лет назад, почти до момента Большого Взрыва. Но что существовало до этого момента?

Шут символизирует инстинкты и невинность, чувство, что в нас есть нечто чистое, глубже культуры, глубже условностей, глубже эго и даже глубже самой личности. Каждый из нас думает о себе как о вполдне определённом человеке с набором характеристик, который отличает его от всех остальных. Но Шут с его не выражающим эмоций лицом напоминает нам, что за всеми видимыми характеристиками, за мыслями, за индивидуальностью лежит что-то ещё: универсальная жизненная энергия, общая для всех живых существ.

В сказках старшие братья и сёстры планируют и рассчитывают. Но их планы терпят неудачу, поскольку в них нет жизни. Шут же не планирует ничего. Он даже и не знает, как это – планировать. Он лишь отвечает на жизнь, какая она есть. Священный паяц нарушает все правила, напоминая, что их создали люди, а реальность – нечто совсем другое. Культура для человечества – примерно то же самое, что личность для отдельного человека: нечто созданное человеком, становящееся таким косным, как только мы начинаем путать его с сутью жизни. Мы так зависимы от образов себя, что думаем о сумме характеристик – ум, популярность, трудолюбие, любовь – как о своей сути. Аналогично с культурой: культурные нормы, верования относительно мира и морали, о роли мужчины и женщины, настолько глубоко проникают в наше сознание, что мы считаем их непреложными истинами, отказываясь поверить, что в другие времена в других странах эти нормы были совсем другими.

Личность и культура – своего рода маски, которыми мы скрываем лицо. И, поскольку мы никогда не снимаем их, а окружающие также носят маски, мы считаем их истинными лицами. Шут же напоминает нам, что никогда не стоит отождествлять жизнь со сводом правил. Жизнь – это всегда нечто иное. Не какая-то определённая вещь или явление. Ничто. Всё это, однако, не означает, что мы должны счесть состояние Шута идеальным. Он выражает свободу, но в то же время имеет ограничения. Мы не можем поддерживать состояние пустоты постоянно, не можем взаимодействовать с миром, полагаясь лишь на инстинкты. Бывают времена, когда нам приходится планировать, продумывать свои действия и относиться к миру инструментально. Мы должны быть адекватны обществу, строить отношения с другими людьми, работать и идти на компромиссы с нашими родственниками и друзьями.

Есть у Шута и другая любопытная сторона. Он никогда не сможет познать сам себя, это его парадокс. Поскольку Шут не отделяет себя от окружающего мира, он не может отрешиться от потока событий и посмотреть на себя со стороны. Поэтому мы не можем оставаться в состоянии Шута, но должны отправиться в путешествие по Старшим Арканам – по жизни – сохраняя внутри что-то от Шута: инстинкт, который толкает нас на дальнейшие шаги, напоминающий, что реальность отличается от наших представлений; но обретая с каждым новым шагом всё более глубокое понимание самих себя и Вселенной.

Мифы о Шуте встречаются практиески во всех культурах. Человеческое бессознательное создаёт образ потерянного рая, где никто не умирал, не страдал, не ссорился, не должен был работать, чтобы получить пищу. Иногда, как в книге Бытие, Падение происходит после нарушения обетов, данных богам. В других культурах, менее склонных к морализированию, к утрате райской жизни приводит простая ошибка. Кто-то ложится спать в неправильном месте, теряет нечто, ест не из той посуды. В этих историях содержится нечто большее, чем просто утверждение, что жизнь слишком сложна. Они отталкиваются от чувства, что мы утратили нечто истинное и совершенное. В глубине души мы чувствуем, что созданы для любви и наслаждения, и утратили это, когда случилось нечто ужасное.

Возможно, на самом деле совершенной невинности никогда не существовало. Скорее всего, люди всегда были довольно похожи на себя теперешних, привязывались к своему эго, конфликтовали друг с другом и с жизнью в целом. Однако если рая никогда не было, это не делает миф обыкновенным заблуждением или бесплодной фантазией. Истина этого мифа – в изображении не столько идеала, сколько утраты. Мы интуитивно знаем, что жизнь может быть другой, спонтанной, радостной, наполненной любовью. Вера в то, что мы утратили всё это, даёт нам адежду обрести утраченное заново.

Таро чужды сожаления и ностальгия. Оно утверждает, что мы должны пройти осознание и разделение, чтобы возникла индивидуальность. Таро учит нас, что мы должны осознавать всё больше, пока мы не сможем познать и бессознательную энергию Шута. В конце Старших Арканов, в карте Вселенная, стремление к невинности трансформируется в мудрость. Это своего рода психологическая версия христианской традиции – «удача грехопадения». В этой интерпретации утверждается, что утрату рая Адамом и Евой следует оценивать положительно, поскольку в противном случае Христу не было бы нужды вызволять человечество из пучин греха и поднимать его на более высокий уровень.

Не нужно быть христианином, чтобы увидеть в этом рассуждении психологическую истину. Если мы остаёмся в состоянии детской невинности, нам не нужно будет меняться, чтобы прожить свою жизнь.

На карте Шут в колоде Германа Хайндля раненый лебедь символизирует Грехопадение. Во многих культурах лебедь – символ чистоты и любви. Боги творения в индуизме, Брахма и Сарасвати, изображаются верхом на лебедях. Также лебедя часто связывают с планетой Венерой, а также и с Богиней любви (см. карту Императрица). Раненый же лебедь появляется в легенде о Священном Граале, очень важном для всей традиции Таро, поскольку сами символы мастей – Кубки, Жезлы, Мечи и Диски – непосредственно связаны с легендой о Граале. (Все эти символы присутствуют на аркане Маг.) В мифе о Граале невинный герой, Парсифаль, стреляет в лебедя и ранит его, но одновременно и себя. Так он впервые познаёт страдание и так начинается путь, который приведёт его к познанию любви и искупления.

Изображение Шута и лебедя иллюстрирует то, что я назвала бы «экономичным символизмом» Германа Хайндля. Если мы рассматриваем Шута как символ обыкновенной реальности, то видим, что за нашей повседневной жизнью лежит более глубокий уровень животных инстинктов. Мы часто полагаем, что зверь внутри нас жесток и свиреп, однако на деле люди становятся гораздо разрушительнее, когда отделяют себя от животных чувств. Ядерные бомбы, концентрационные лагеря,исчезновение огромного количества видов (сейчас на планете исчезает в среднем один вид в час) – результаты деятельности ясного, холодного рассудка. Шут указывает на раненую птицу, чтобы напомнить нам, что мы должны восстановить разрушенную связь между нашим и животным существованием, между собой и миром.

Христианские моралисты учили, что мы должны превзойти всё животное в себе, современные психологи – что мы должны его учитывать, экологи – что мы должны принять его. Однако эзотерики и мистики всех религий говорят о ещё более высоком уровне осознанности, о прямой связь всех живых существ и космоса.

Изоляция – иллюзия, поскольку мы связаны с каждым атомом далёких звёзд. И на этой карте мы видим лебедя за Шутом, но также и небеса позади лебедя. Средневековая теология описывала человека как существо, стоящее посередине между ангелами и животными. Отвергая страсти и следуя «правильным путём», человек мог возвыситься до ангела. В Таро всё это верно с точностью до наоборот. Мы должны открыть в себе зверя и воссоединиться сн им, чтобы достичь космической осознанности, поскольку лишь исследование скрытых истин внутри нас самих может дать нам ключ к истинам творения. Следовательно, на полпути между человеком и звёздами стоит животное.

Мы можем рассмотреть и вертикальную композицию карты. Смешение зелёных и коричневых цветов в её нижней части символизирует Землю. Ледедь появляется из бесформенного участка карты и тянется вверх, к звёздам – движение, выражающее всю эволюцию жизни и сознания. Первые живые существа зародились в морях и грязи. По мере того, как они эволюционировали и становились всё более сложными, эволюционировало и сознание, приходя в конце концов к чувству единства с небесами. Это движение образует замкнутый круг, возвращаясь к своему началу, поскольку и сама Земля возникла из звёздного вещества.

Можно интерпретировать это вертикальное восхождение и как развитие индивидуальной осознанности. Мы начинаем жизнь, не имея ни малейшего представления о том, кто мы. Мы не отделяем себя от родителей и окружающей действительности и видим лишь нагромождение цветных пятен.

Взрослея, мы постепенно приобретаем чувство собственной уникальности. Большую роль в этом процессе играют сексуальные инстинкты, служащие нашим собственным потребностям и отдаляющие нас от родителей. Поэтому на карте изображено существо – лебедь – посвящённое Богине любви. Однако лебедь ранен, поскольку мы не можем полностью понять любовь, пока не познаем страдание.

Рана направлена вверх (а также вниз), к универсальному знанию, символизируя двойственность страдания. Помогая нам открыть свою индивидуальность, оно также ведёт нас к идее человечности (палец Шута касается раны) и, в конце концов, к пониманию единства нашей индивидуальности и мира в целом.

Связь раны и пробуждающегося сознания проследивается и в позе лебедя. Его шея изогнута от боли, образуя на фоне неба спиральный изгиб. Мы «восходим» к вершинам осознанности не по прямому пути, а, скорее, по восходящей спирали, подобной вращению в плясках суфийских дервишей. Однако золотистый клюв лебедя устремлён практически вертикально вверх, подобно стрелке, устремлённый к звёздам и другим планетам. Левое крыло лебедя устремлено вверх, напоминая одновременно и указующий на небо жест, и лестницу, по которой мы можем взойти на небеса, пройдя через опыт любви и боли.

На одежде Шута шесть бубенцов – по числу планет на небе. Это отсылка к греческому мифу о музыке сфер, в которой выражается гармония бытия. (Число шесть также связано с шестой картой Таро, Влюблёнными.) Шут в своей невинности воспринимает эту гармонию, однако лишь интуитивно. Перед тем, как он постигнет истину, он должен пережить и «падение», осознание. Три бубенца на головном уборе шута напоминают гребень петуха. Герман Хайндль говорил, что они символизируют три крика петуха в ночь, когда слабость человеческой натуры привела Петра к предательству Иисуса. Как лебедь символизирует раненую природу, так Христос, объединивший физический и духовный мир, в христианской доктрине исцелил страдающий мир собственной болью. Это также связывает Шута с Парсифалем, который уподобляется Христу в своих поисках Священного Грааля.

Экологические опасности нашего времени, возможно, частично проистекают из убеждения, что человек отделён от природы и противостоит ей. Западные теологи учат, что Господь создал человека, чтобы он властвовал над природой и использовал её для собственных нужд, комфорта и благосостояния. Этот путь ведёт к чудесам технологии и медицины и дарит многим людям гораздо лучшую жизнь, чем они когда-либо могли рассчитывать. Но также он ведёт к неконтролируемому уничтожению, вымиранию видов и даже смерти водоёмов и больших участков суши. Многие неевропейские культуры, такие, как культура индейцев Лакота (Сиу), чьи священные цвета воспроизведены в одеянии Шута, считают себя неразрывно связанными с природой, растениями и животными вокруг них.

Мы не можем отбросить все достижения человечества последних столетий и не должны этого делать. Как Падший Шут, мы должны пройти через кризис, объединить все индивидуальные инсайты и достичь чувства единения с природой и божественным.
Коричневый капюшон и рукава вызывают в памяти христианские монашеские ордена с их обетами отречения и отказом от богатства и власти. Точнее, они связывают Шута с более конкретной фигурой – святым Франциском Ассизским. Подобно шаману или видящему из племени Лакота, святой Франциск ушёл жить в дикую природу, где научился говорить с животными. Святой Франциск мог бы послужить для современной культуры ярким символом объединения концепции индивидуальности с более древними истинами, выражающими гармонию с миром.

Рот Шута, горизонтальная линия, находится на той же высоте, что и вертикальная рана лебедя. Вместе они образуют крест. Уголки рта Шута слегка опущены, символизируя его падение и печаль от раны, которую он нанёс себе и всему окружающему миру. Образ человека, говорящего с животными и птицами, также архетипичен. По всему миру можно услышать мифы о людях, выучивших «птичий язык». Поскольку птицы способны к полёту, они символизируют Небеса и «более высокую» осознанность. Животные, населяющие Землю, с другой стороны, символизируют более «низкий», бессознательный уровень. Способность говорить с животными и птицами связывает человеческий уровень осознанности с обоими этими уровнями. В Таро Хайндля мы видим это единство и в образе лебедя, лапы которого теряются в зелёно-коричневом фоне, крыло указывает вверх, а изогнутая шея достигает небесных светил.

Несмотря на эту связь со святым Франциском, Шут не говорит. Его рот остаётся закрытым. Мы можем трактовать это двумя способами. Язык относится к сфере сознательного. Существуя в предсознательном состоянии, Шут ещё не может говорить. Речь делает нас более человечными. В легенде о Граале Парсифаль встречает Грааль в начале своего путешествия, однако утрачивает его, поскольку не произносит ни слова. Путешествие через Старшие Арканы – в том числе обучение речи. Но мы также можем считать тишину формой речи, которая глубже слов, глубже человеческого языка, и достигает инстинктивного диалога с жизнью. Как и создание культурного наследия, слова ограничивают наше понимание лишь тем кругом идей, которые может выразить наш язык. Люди, чей родной язык – из европейской группы, мыслят по-другому, чем те, чей родной язык – из группы индейских или африканских; они более склонны к рационализации своих представлений о жизни. Молчание, как один из аспектов Ничто, содержит в себе потенциал всех возможных языков, а также понимание опыта и интуитивные озарения, невыразимые ни на одном из них. Вспомним ещё раз Алеф, непроизносимую букву, которой начинается речь Господа.

Связанный с руной Радости, Шут принимает жизнь во всех её проявлениях, включая страдание. Он легко переживает любой опыт, черпая радость из сокровенного источника всего существования.

Предсказательные значения

Когда мы встречаем в раскладе карту Шут, мы должны применить все эти многоплановые идеи к конкретной ситуации. Шут указывает на то, что планирование невозможно или нежелательно, так что кверенту лучше положиться на интуицию. Иногда это означает последовать «дурацкому» импульсу, например, уволиться с работы или переехать в другую страну, не будучи уверенным в том, какие последствия это может повлечь. Хотя окружающие могут указывать на определённое безумие этих планов, Шут советует последовать своей интуиции, а не мудрым советам или общественным нормам.

В более общем смысле Шут указывает на то, что наступило время, когда, чтобы остаться в ладу со своими чувствами, нужно действовать спонтанно. Он советует совершить прыжок в неизвестность и поверить в то, что всё будет хорошо. Шут может означать неожиданности, чудесные совпадения, удивление. Если перед кверентом появятся новые возможности, Шут советует вопользоваться ими, не колеблясь.

Шут требует импульсивных действий, однако это не единственная карта. Значение расклада в целом зависит от всех выпавших карт. Если выводы не слишком благоприятны, а другие карты, например, Умеренность, советуют более осторожный подход, кверенту стоит подумать, прежде чем следовать пути Шута.

Перевёрнутое положение

Перевёрнутый Шут говорит о том, что человеку сложно полагаться на свои инстинкты. Он может хотеть чего-то, но сомневаться в ценности желаемого, особенно если желание кажется ему глубым, а окружающие призывают его обратить внимание на другие, более конкретные проблемы. Кверент может также бояться сделать шаг навстречу неизвестному. Или же, в зависимости от окружающих карт, перевёрнутый Шут может означать излишнюю беспечность.

Комментариев нет: