пятница, 4 ноября 2011 г.

I. Маг

I. Маг

Буква иврита: Бет, «Дом»
Руна: Фэу, «Скот»
Астрологическое соответствие: Меркурий
Элемент: Воздух

Единица традиционно обозначает принцип мужественности. Это следствие её фаллической формы, а также – того, что мужественность однонаправленна, прямолинейна, склонна к применению силы. Единица означает волю и сознание.
Буква иврита Бет означает «Дом». Созданный человеком, дом символизирует культуру, цивилизацию и творческие способности. Однако дом изолирует нас от природы – города начинаются с совокупности домов. (В аркане Башня мы увидим образ небоскрёба как выражения стремления оторваться от Земли.)
В Библии, которая начинается с буквы Бет, Бог говорит: «Да будет свет!» -- и из хаоса возникает порядок. Сама форма Бет немного напоминает открытый рот, благодаря которому возникает всё сущее.

Карте соответствует руна Фэу. Она означает домашний скот или, более иносказательно, собственность и богатство. Фэу – руна Фрейра, Северного Бога сексуальности и мира, богатства и радости жизни. В храме Фрейра было запрещено оружие. Он не принимал жертв. Фрейр был богом Ванов, исконных божеств Скандинавии, которые затем были побеждены Асами под предводительством Одина. (Мы ещё вернёмся к этому мифу при обсуждении аркана Император.)

Фэу означает космический огонь, мужской принцип созидательной силы. В мифах Севера мир возник благодаря огню, расплавившему лёд, и будет уничтожен огнём Рагнарёка (см. также арканы Бесконечность и Вселенная).

В немецком языке соответствующая буква произносится как «Па». Хайндль приводил множество слов, основанных на этом слоге. Па – это отец, но также и фа-че (нем. «факел»), «фа-сер» (нем. «делание», «действие») – и, конечно, фаллос, мужественность.

Астрологически карте Маг соответствует Меркурий. Меркурий – бог магов, но также и писателей, целителей, жуликов и воров. Другими словами, Меркурий олицетворяет ментальную и магическую силу. Его египетский двойник, Тот, изобрёл как магию, так и письменность. И, как мы помним из предисловия, Тот (как Гермес Трисмегист) оставил первым египетским магам Книгу Тота. Алистер Кроули использовал название «Книга Тота» для своего Таро, нарисованного Фридой Харрис.

Когда римляне столкнулись с германскими племенами, они узнали в Одине (Водане) своего бога Меркурия. Следовательно, Маг означает и Фрейра, и более агрессивного бога, который победил его.

Элемент карты – Воздух. Маг олицетворяет созидательную силу интеллекта. На этой карте мы видим множество пересекающихся линий. Вертикальная линия, идущая от символов четырёх мастей, пересекает лицо Мага, и тёмное бесформенное лицо возникает из его головы. Копьё и меч также образуют пару пересекающихся диагональных осей. Четыре символа означают масти Младших Арканов и также четыре первоэлемента – Огонь, Воду, Воздух и Землю. Они также являются ритуальными объектами Священного Грааля, магического кубка рыцарей Круглого Стола короля Артура. 

В традиционных версиях карты четыре символа мастей лежат перед магом на столе. Но в этой карте они изображены на переднем плане и не лежат раздельно, а сливаются, и символы мужественности – меч и копьё – проникают в символы женственности – камень и кубок. Слева от Мага изображена друза кристаллов, а выше – Солнце. Справа же мы видим множество глаз на фоне ночного неба и сияющую над ними молодую Луну. 

Оккультист рассматривает мир как существующий между противоположностями, такими, как свет и тьма, сознательная сосредоточенность и энергия бессознательного, действие и недеяние, положительный и отрицательный магнитные полюса и, конечно, мужское и женское начало. На самом деле оккультное описание мира несколько сложнее, поскольку оно включает также триединство тела, ума и духа и признание того факта, что некоторые формы материи – звёзды, скалы, одноклеточные организмы – лишены половой дуальности. Важно, что все мыслимые полюса – идеальные абстракции. В реальности они никогда не существуют раздельно, но всегда присутствуют одновременно, хотя одно из этих качеств может доминировать. День никогда не бывает абсолютно светлым, а ночь – абсолютно тёмной.

Нулевой аркан, Шут, несёт в себе качество андрогинности. Но Шут существует за пределами повседневного опыта, в состоянии абсолютной невинности. Когда происходит наше «падение» в обычный мир, мы неизбежно сталкиваемся с вызовами и противоречиями жизни. Поэтому Старшие Арканы начинаются с Мага и Верховной Жрицы, олицетворяющих мужское и женское начало.

Традиционно Маг олицетворяет свет, сознание, способность созидать и анализировать, а Верховная Жрица – тьму и бессознательное с его чувством цельности и тайны. В Таро Хайндля это разделение не так категорично, поскольку, например, аркан Верховная Жрица изображает ночное время суток, но наполнен светом. И хотя лицо Мага сияет и на карте изображена друза прозрачных кристаллов, в этом аркане есть и образы, наводящие на сложные раздумья. Это означает, что Маг, создатель, должен бороться с тёмной массой материи, чтобы высвободить заключённый в ней свет.

На заре развития христианства гностики (слово «гнозис» буквально означает «знание») предложили эзотерическую альтернативу традиционному христианству. И несмотря на то, что официальная церковь отвергла гностицизм в целом, идеи гностиков оказали огромное влияние на такие течения, как Каббала и герметическая традиция в Европе.

Гностики полагали, что Бог и всё сущее в своей истинной форме состоят из чистого света. Затем этот свет искажается, попав в ловушку материи. Гностицизм состоит в понимании этой истины и попытках освободить свет, чтобы он мог вернуться к Богу. Поэтому в левой части карты мы видим бесформенную массу тёмно-коричневого цвета, переходящего в ярко-зелёный, цвет жизни; а из головы Мага возникает тёмное бугристое лицо, как если бы свет снова оказался поглощён материей и пойман в ловушку физической реальности.

Что же означает эта странная фигура, возникающая из головы Мага? Маг носит тиару, символ главенствующей силы интеллекта; он олицетворяет мысль, в то время как Верховная Жрица – интуицию. Однако из короны возникает тёмная фигура, как если бы Маг не примирил свои глубинные эмоции с интеллектом. Его идеи могут быть искажены, и он сам может утратить способность воспринимать чистые формы бытия, которые символизирует друза прозрачных кристаллов, освещённых взором Мага. Тёмное лицо смотрит в другую сторону. Маг может утратить истину в процессе падениянапример, из-за таких искушений, как жажда власти вместо знания или сексуальное влечение, которые, как полагает Маг, он уже преодолел.

В бугристом лице зияет вмятина, словно из неё что-то выпало. Возможно, это отсылает нас к архангелу Люциферу, который потерял изумруд, излучавший свет на его лице, во время своего падения. Само имя «Люцифер» означает «светоносный», а его падение – метафора гностического мифа о Творении как пленении первозданного света. Свет существует как чистая сила, архангел, но когда он попадает в физическую реальность, прекрасный Люцифер превращается в бесформенное лицо, которое мы видим на карте. В его печальных глазах, обращённых вниз, можно прочитать чувство утраты и смятения, неизбежно проистекающие от разделения с истиной.

А если отрешиться от ритуалов и сложных теорий, что может попытаться сделать Маг герметической традиции и почему? Все люди разделяют стремление к радости, желание превзойти все жизненные проблемы. Но мир сопротивляется нашим усилиям с инерционностью огромного земляного холма, который пытается сдвинуть с места ребёнок. Мы сталкиваемся с голодом, слабостью, болезнями, одиночеством и, в конце концов, смертью. Наши усилия соединиться с окружающими часто понимают неправильно и, кажется, никого не интересует, какие мы на самом деле. Более того, мы обнаруживаем, что и сами не можем познать себя, поскольку самые глубокие истины о нас скрыты в бессознательном. На этом базовом уровне Маг пытается преодолеть разделённость с самим собой. Как учёный, Маг ищет господства над физической реальностью. Четыре символа в нижней части карты символизируют элементы Творения. Также это ритуальные предметы многих магически обрядов. Многие маги, равно как и многие учёные, ищут силы ради неё самой. В ортодоксальной христианской мифологии (в отличие от гностических учений) Люцифер так жаждет власти, что восстаёт против Бога. Однако истинный Маг, равно как и истинный учёный, хочет познать мир лишь потому, что мир существует. Маг ищит истину – осведомлённости о скрытой природе реальности, столкновения с самим собой и, в конечном счёте, воссоединения с божественным началом, скрытым во всём сущем. Давайте теперь вернёмся к Падению Люцифера. Как он мог восстать против Бога, если считал себя частью божественного замысла? Поэтому Падение – не в жажде власти (большая ошибка!), а в отделении эго от остальной части бытия. Следовательно, маг ищет способ преодолеть иллюзию изоляции.

Так же, как придворный шут (или современные комики) ассоциируются с Шутом, архетип Мага проявляется через людей. На карте он предстаёт в виде мудрого старца. Мы можем представить, что это Мёрлин – великий мудрец, учитель короля Артура и наставник рыцарей, ищущих Священный Грааль (таких, как Парсифаль, Шут).

Сам Грааль изображён на карте на переднем плане. В конце мифа Мёрлин позволяет волшебнице Ниму заточить себя – по некоторым источникам, в пещере, по другим – в сердцевине дерева. Великий предсказатель, Мёрлин предвидел, что это может случиться. Однако страсть к Ниму сделала его бессильным перед ней. Интеллект сам по себе не может взаимодействовать с жизнью. Если мы разотождествимся с желаниями, они могут превзойти и уничтожить все наши великие планы. И даже если слабость Мёрлина на первый взгляд кажется странной, опыт работы с Таро помогает увидеть заключённую в ней истину. Очень часто эта карта указывает на то, что избранный человеком образ действий ведёт к нелицеприятному финалу. Расклад может выявить это заблаговременно, и важно, чтобы человек понял этот знак и согласился с этим. Однако большинство людей продолжает действовать так, как будто ничего не случилось. Желание оказывается сильнее знания.

Маг ищет способа стать хозяином своей судьбы. Однако он не может достичь этого исключительно благодаря силе воли и интеллекту. Напротив, ему нужно обратиться к бессознательному, позволить ему проникнуть в сознание и высвободить накопленную огромную энергию. Гностицизм включает сексуальные обряды (возможно, вдохновлённые Тантрой, эзотерической ветвью индуизма, о которой мы упоминали в предисловии), и в нём есть указания на то, что рождение в чистом мире предполагает андрогинность, объединение мужской и женской физиологии. Мы вернёмся к этим идеям в арканах Императрица и Влюблённые.

Итак, мы рассмотрели историю Мёрлина как метафору мысли (света), пленённой материей (тьмой). Однако у этой истории есть и другая (возможно, более ранняя) интерпретация, которая возвращает нас к теме Шута и гармонии с природой. Заточение в пещере ассоциируется с маткой Матери-Земли; заточение в сердцевине дерева – с дохристианскими религиями Европы, где существовал культ деревьев. Некоторые из них, например, дуб, были символами мужской потенции и созидательной силы, однако все эти маскулинные деревья «принадлежали» Великой Матери Луны и Земли.

Мы снова возвращаемся к идее Германа Хайндля о том, что мужское и женское начала должны быть объединены, а технологическая цивилизация должна вновь обратиться к Земле. Для патриархального ума такое возвращение может казаться поражением или пленением. Однако мы можем вообразить более раннюю версию истории Мёрлина и Ниму, в которой Волшебник с радостью воссоединяется с Богиней Земли.
Объекты, похожие на Грааль, происходят из кельтской мифологии, равно как и истории и короле Артуре и Мёрлине. В своей широко известной книге «Белая Богиня» Роберт Грейвс описывает, как древние кельты в Британии разработали систему магии – а также философии и поэзии – основанную на культе деревьев. Они не только олицетворяли жизненную силу, но также создавали язык, который учил маг, желающий сочинять поэмы во славу Богини. Здесь мы видим очень важную связь между мыслью – поскольку поэзия связана с речью, а речь и память связаны с разумом – и природой. Мёрлин воссоединяется с Ниму в виде дерева. На этой карте лицо Мага кажется шишковатым, подобно коре дерева. И если мы посмотрим на тёмное лицо, то увидим, что оно словно превращается в древесный ствол.

Когда мы впервые видим кристаллы на левой стороне изображения, они кажутся олицетворением интеллекта, освобождённого от оков физического мира, поскольку они кажутся холодными и отстранёнными. Но многие наши современники начинают открывать для себя целебную силу кристаллов, а у некоторых индейских племён кристаллы известны как «части мозга Матери-Земли».

Обратим внимание, что тёмное лицо разделяет Солнце и Луну, день и ночь. Это относится и ко всем полюсам, которые упоминались выше – свету и тьме, мужскому и женскому. Чтобы стать настоящим Магом, Шут должен преодолеть иллюзию дуальности, которую создаёт ум, оторванный от природы. В конце концов, магия так же андрогинна, как Шут, поскольку её сила объединяет мужское и женское начало.

С тёмной стороны карты под лунным серпом изображены глаза. Возможно, они означают инстинктивное знание и тягу к истине и освобождению, поскольку они смотрят в сторону невидимого солнца. Четыре символа Грааля доминируют в изображении. Копьё и меч создают диагональные направления движения. Скрещиваясь, они образуют два треугольника, объединённые общей вершиной. На карте Влюблённые мы увидим, что эти треугольники означают разум и материю, небо и землю, женское и мужское начало. В то же время копью и меч – фаллические символы, которые олицетворяют мужественность, в то время как кубок и камень олицетворяют женственность. Символы проникают друг в друга, снова указывая на необходимость объединения.  Вспомним, что король Артур, великий ученик Мёрлина, доказал своё право на корону тем, что извлёк меч из камня.

В христианской мифологии Священный Грааль – чаша, в которую была собрана кровь Христа, распятого на кресте. В более ранних версиях легенды Грааль был камнем, а не чашей. Впоследствии Грааль стал символом Святого Духа, дающего жизнь материи. Мы также можем рассматривать копьё с обагрённым остриём (означающим созидательный огонь) как то, которым ранили Христа. 

Здесь мы возвращаемся к теме раненой природы, рассмотренной в нулевом аркане. Многие полагают, что кубок и копьё – дохристианские символы: кубок символизирует Богиню и её дар жизни, а копьё – её спутника. То же можно сказать о мече и камне. Четыре символа также использовались в герметической традиции с заменой копья жезлом, а камня – диском с пентаклем. Они также являются символами мастей Младших Арканов и первоэлементами, из которых создан физический мир. Мы также встречаем эти символы в зодиакальных знаках (каждый из которых относится к одной из четырёх стихий) и четырёхбуквенном имени Бога в иврите, Тетраграмматоне YHVH. Это имя непроизносимо и означает непознаваемое, то, что не укладывается ни в какие слова и объяснения.  В то же время традиция говорит нам о том, что Бог использовал эти буквы, чтобы создать физическую реальность. Меч духа пронзает камень материи.

Во многих легендах о Граале появляется  женщина, несущая кубок или диск, в то время как другие несут меч или копьё. Мы уже упоминали, что появление Грааля требует ответа и потому Парсифаль не может не нарушить обет молчания. Мы не можем ожидать, что пройдём через все Старшие Арканы и достигнем осознанности безо всяких затруднений. Это путешествие требует усилий.

На более приземлённом уровне, проблемы обыденной реальности не разрешатся сами по себе. Мы должны жить, а не отступать, подобно Парсифалю. Так мы найдём тот ответ, который хочет услышать от нас бытиё, и научимся замечать божественное присутствие в природе и нашей повседневной жизни, а не только в возвышенной реальности Мага.

Предсказательные значения

Маг – карта силы. И для женщин, и для мужчин она говорит о чувстве силы и контроля над своей жизнью. Это не означает ригидности или контроля через подавление, наоборот, говорит о силе направить свою жизнь в желаемое русло. Магическая сила означает способность трансформировать прежнюю ситуацию и вызвать к существованию нечто принципиально новое.

Если человек проходит через период стагнации, появление Мага в раскладе означает прилив энергии и способность изменить ситуацию.

Маг также означает творческую энергию. Люди творческих профессий инстинктивно видят в этой карте «покровителя». В двадцатом веке многие из них изучали Каббалу, герметическую традицию и другие магические техники и поняли, что искусство и магия имеют общий пласт – духовную энергию, которая, фигурально выражаясь, течёт сквозь тело. Музыканты, писатели и художники часто говорят, что не они создают свои работы, но их направляет некая сила, которая даёт жизнь произведениям.

Но творческая энергия нужна не только им. Маг говорит любому человеку о том, что он може тначинать новые проекты или развивать уже начатые. Эта карта символизирует воображение, способность найти новый подход к проблемам и новые идеи.

Маг – карта сосредоточения воли. Она указывает на убедительного, динамичного человека, способного вовлечь окружающих в свои проекты и заразить их своими идеями. Маг преодолевает не только сопротивление других людей, но о своё собственное. Магическая сила изменяет ситуации и разрушает препятствия.

Маг карта мудрости. Сила Мёрлина проистекает в том числе из понимания людей и событий. Но также это карта служения другим людям. Мёрлин был силён, когда использовал свою силу во благо короля Артура и его королевства. Но когда он заботится только о себе, как в ситуации с Ниму, его сила исчезает и он оказывается в ловушке.

Перевёрнутое положение

Перевёрнутый Маг указывает на препятствие на пути к естественному выражению энергии человека. Причина может крыться во внешних препятствиях к реализации человеком его потенциала или во внутреннем сопротивлении. Могучая энергия Мага требует открытости; если человек скрывает подавленный страх или эмоциональную боль, это может стать препятствием на пути созидательной энергии. Не найдя выхода, она может выразиться в физических недомоганиях, депрессии или безразличии. Подчеркнём, что не сам подавленный материал вызывает проблемы, а то, что он препятствует естественному проявлению архетипа Мага. В другие периоды жизни старые страхи или долго подавляемая боль могут гораздо меньше беспокоить человека. Хотя Маг – карта силы, эта сила нуждается в беспрепятственном выражении себя.

Также перевёрнутый Маг может означать гордыню или использование своей силы для подавления окружающих. У человека есть магическая сила, чтобы разрушать препятствия, однако ему недостаёт мудрости, чтобы использовать её в благих целях.

Комментариев нет: